Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.11.2024 N 956 "О внеcении изменений в Стратегию по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2023 N 1701 "Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года"
Постановление
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 2 ноября 2024 г. N 956
"О внесении изменений в Стратегию по обеспечению благоприятных условий для
развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года,
утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от
28.12.2023 N 1701 "Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных
условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030
года"
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в Стратегию по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2023 N 1701 "Об утверждении Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года", следующие изменения:
в разделе I:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" в рамках национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика" прирост объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году должен составить не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года.";
абзац девятый изложить в следующей редакции:
"Таким образом, целью Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия) является обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года.";
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года;";
раздел III изложить в следующей редакции:
"III. Реализация мероприятий по обеспечению социально-экономической стабильности
Условия высокой неопределенности, обусловленной геополитическими факторами, в 2022 году стали серьезным вызовом для страны. Введенные беспрецедентные санкции оказывают значительное влияние на развитие экономики Республики Татарстан:
ограничения внешнеторговой деятельности отражаются на экспортноимпортных операциях;
технологические ограничения сказываются на реализации инвестиционных проектов;
инфляционное давление в условиях дисбаланса спроса и предложения, волатильность цен на нефть и курса рубля влияют на деловую активность;
блокировка доступа российских компаний и банков к глобальной финансовой системе вызывает значительные сложности и издержки при проведении платежей с иностранными контрагентами.
Снижение объема экспорта указывает на большое количество внутренних и внешних ограничений и барьеров, которые не позволяют потенциальным экспортерам в полной мере использовать весь имеющийся потенциал, и влечет за собой сдерживание развития экспортной деятельности компаний. Существенное влияние на развитие экспорта товаропроизводителей оказывают:
сложности взаиморасчетов с иностранными контрагентами, в частности длительность прохождения платежей, отсутствие возможности расчетов в национальных валютах, потери при конвертации валют;
повышенные транспортные издержки для предприятий-экспортеров и повышенные сроки доставки грузов;
недостаток специализированных кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.
Основным ограничением на региональном уровне является недостаточная информационная осведомленность потенциальных и экспортно ориентированных компаний о соответствующих мерах поддержки.
В условиях санкционного давления организации в Республике Татарстан оперативно организовали работу по установлению новых кооперационных связей, перестраиванию логистических цепочек, поиску новых рынков сбыта, импортозамещению.
Предусмотрены следующие меры содействия в повышении экспортного потенциала организаций в Республике Татарстан и продвижении производимой продукции:
вовлечение организаций в Республике Татарстан, в том числе организаций малого и среднего бизнеса, в экспортную деятельность;
проведение тренингов в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых совместно с акционерным обществом "Российский экспортный центр";
проведение образовательных курсов и семинаров с целью обучения как персонала организаций в Республике Татарстан, так и сотрудников органов государственной власти, принимающих участие во внешнеэкономической деятельности;
формирование управленческой команды, в функции которой будет входить разработка программы и мониторинг реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в Республике Татарстан;
оказание информационно-консультационной поддержки экспортно ориентированным предприятиям и информационно-аналитическое обеспечение внешнеэкономической деятельности.
Одним из инструментов в достижении поставленных целей является реализация инвестиционных проектов. Перечень приоритетных инвестиционных проектов на 2024 год, соответствующих приоритетным направлениям инвестиционной политики Республики Татарстан, определенным Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2023-2025 годы, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2023 N 1637 "Об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов на 2024 год, соответствующих приоритетным направлениям инвестиционной политики Республики Татарстан, определенным Инвестиционным меморандумом Республики Татарстан на 2023-2025 годы".
В Республике Татарстан созданы и успешно развиваются особые экономические зоны, индустриальные парки, технопарки, промышленные площадки муниципального уровня, создана инвестиционная инфраструктура, в которую входят две особые экономические зоны "Алабуга" и "Иннополис".
"Полюсом роста" экспортного потенциала региона, увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью являются промышленные кластеры, создающие предпосылки для развития инноваций и концентрации производства, в том числе за счет встраивания субъектов малого и среднего предпринимательства в производственную кооперацию в рамках кластеров.
Так, рост экспортного потенциала топливно-энергетического комплекса в нефтяной промышленности будет содействовать развитию существующих и созданию новых организаций нефтехимии в районах крупной добычи нефти, организации в перспективе региональных нефтехимических кластеров.
Важнейшими направлениями работы по повышению конкурентоспособности организаций в Республике Татарстан являются:
интенсификация инновационной деятельности с использованием механизмов государственно-частного партнерства, включая формы венчурного финансирования;
дальнейшее развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, призванные в наиболее полной мере реализовать транзитный потенциал Республики Татарстан, определяемый пересечением проектируемого на перспективу международного транспортного коридора "Запад - Восток" и "Север - Юг" с транспортными коммуникациями по важнейшим рекам европейской части России - Волге и Каме;
развитие малого предпринимательства, повсеместно охватывающее различные сферы хозяйственной деятельности, включая как высокотехнологичные отрасли, так и сектор традиционных потребительских услуг;
продолжение информационно-консультационной работы с предприятиями по вопросам получения государственной поддержки федерального и регионального уровня, условиям софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
В рамках федерального проекта "Промышленный экспорт" предполагается оказание поддержки предприятиям в целях реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности.
По поручению Раиса Республики Татарстан Р.Н. Минниханова реализуется проект "Made in Tatarstan" (madeintatarstan.com) - информационный ресурс о промышленном потенциале Республики Татарстан "Портал "Сделано в Татарстане" ("Made in Tatarstan")" (далее - Портал). Проект входит в государственную информационную систему Республики Татарстан "Официальный портал Республики Татарстан".
Портал активно применяется в качестве рабочего инструмента Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан для организации официальных визитов делегаций Республики Татарстан с целью продвижения организаций в Республике Татарстан на внутреннем и внешнем рынках.
Для продвижения продукции региональных производителей на внешний рынок необходимо снятие торговых и административных барьеров, препятствующих доступу продукции региональных производителей на конкретный экспортный рынок.
Развитие экспортной деятельности в Республике Татарстан требует повышения эффективности и развития комплексной системы государственного стимулирования экспортной деятельности и поддержки экспортно ориентированных предприятий. Такая система будет способствовать решению основных задач развития экспортной деятельности Республики Татарстан:
стимулирование экспортной активности и развитие экспортного потенциала Республики Татарстан;
развитие несырьевого неэнергетического экспорта Республики Татарстан;
увеличение доли высокотехнологичного экспорта.
Поддержка экспортно ориентированных предприятий в регионе, в том числе с целью преодоления барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности в Республике Татарстан, осуществляется с помощью Центра поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан", подведомственной Министерству экономики Республики Татарстан.
Акционерное общество "Российский экспортный центр" - государственный институт поддержки несырьевого экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Обратившись в акционерное общество "Российский экспортный центр", экспортер может получить информационные, консультационные услуги и прямую субсидиарную поддержку.
Центр поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан" оказывает содействие экспортно ориентированным предприятиям на любом этапе экспортного цикла. Реализация мероприятий по поддержке экспортно ориентированного предпринимательства обеспечивает возможность выхода на новые рынки и повышение конкурентоспособности товаров местных производителей, а также оказывает существенное воздействие на общее социально-экономическое развитие региона.
Кроме того, экспортно ориентированным предприятиям Республики Татарстан в целях преодоления барьеров, препятствующих запуску и расширению экспортной деятельности, доступны меры поддержки, предоставляемые акционерным обществом "Российский экспортный центр".
В Республике Татарстан основными приоритетами развития экспортной деятельности определены следующие направления:
участие в реализации на территории Республики Татарстан мероприятий национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в целях формирования в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов;
расширение экспорта товаров, работ, услуг;
совершенствование мер поддержки экспортно ориентированных предприятий Республики Татарстан в целях обеспечения присутствия татарстанских товаров, работ, услуг на внешних рынках;
взаимодействие с акционерным обществом "Российский экспортный центр", торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах и другими институтами развития экспорта в целях реализации мер государственной поддержки экспортно ориентированных компаний;
вовлечение предприятий Республики Татарстан, в том числе предприятий малого и среднего предпринимательства, в экспортную деятельность;
создание и ведение каталога экспортеров Республики Татарстан;
реализация инвестиционных экспортно ориентированных проектов.
Кроме того, у субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан имеется возможность получения следующих мер государственной поддержки в Центре поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан":
консультирование по вопросам экспортной деятельности;
содействие в подготовке и (или) экспертизе экспортного контракта;
содействие в приведении продукции в соответствие с обязательными требованиями, предъявляемыми на внешних рынках для экспорта товаров (работ, услуг) (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения);
содействие в обеспечении защиты и оформлении прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана за пределами территории Российской Федерации;
содействие в поиске и подборе потенциальных иностранных покупателей;
организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочных, информационно-консультационных и иных мероприятиях;
проведение семинаров, вебинаров, мастер-классов и других информационно-консультационных мероприятий по вопросам экспортной деятельности;
содействие в размещении субъектов малого и среднего предпринимательства на электронных торговых площадках;
организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в акселерационных программах по развитию экспортной деятельности;
проведение конференций, форумов, круглых столов и иных мероприятий, направленных на популяризацию экспортной деятельности.
Меры поддержки и стимулирования экспорта должны быть направлены на оказание практической и целенаправленной поддержки выхода на зарубежные рынки для организаций, которые уже имеют опыт экспорта или находятся на стадии высокой готовности к началу экспортной деятельности.
Центр поддержки экспорта некоммерческой микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан" оказывает услугу по размещению продукции предпринимателей на международных маркетплейсах: Alibaba, Epinduo, ЛеснойРесурс.рф, Topfranchise, Trendyol и Turkishexporter.
Эффективным инструментом обеспечения внешнеэкономических интересов является работа полномочных, постоянных и торгово-экономических представительств Республики Татарстан.
В 2022 году впервые проведен конкурс "Экспортер года" для крупных промышленных предприятий в сфере несырьевого неэнергетического экспорта. В номинации "Лучшее предприятие-экспортер в сфере промышленности" победителем признано публичное акционерное общество "КАМАЗ", в номинации "Прорыв года в сфере экспорта промышленной продукции" - акционерное общество "Нэфис Косметике".
По итогам заседания экспертной комиссии в 2023 году первые места заняли:
в номинации "Экспортер года в сфере машиностроения" (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) - общество с ограниченной ответственностью "ПК "Агромастер", Республика Татарстан (экспортирует анкерные посевные комплексы, пневматические посевные комплексы, комбинированные посевные комплексы);
в номинации "Экспортер года в сфере базовой продукции агропромышленного комплекса" (среди субъектов малого и среднего предпринимательства) - общество с ограниченной ответственностью "Агро-Рост Экспорт", Республика Татарстан (экспортирует сельскохозяйственную продукцию).
Проведение ежегодного конкурса "Экспортер года" в субъектах Российской Федерации входит в перечень инструментов регионального экспортного стандарта 2.0 - "Создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности среди экономически активного населения и молодежи субъекта Российской Федерации".
Вместе с тем важную роль в развитии внешнеэкономического сотрудничества играет проведение в Республике Татарстан международных мероприятий высокого уровня.
Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан на постоянной основе проводятся мероприятия в формате "Час с торгпредом" в режиме видео-конференц-связи с участием торговых представителей Российской Федерации.
Важным направлением в продвижении инвестиционного потенциала Республики Татарстан является проведение конгрессно-выставочных мероприятий.
В 2023 году Указом Президента Российской Федерации от 17 января 2023 года N 17 "О Международном экономическом форуме "Россия - Исламский мир: KazanForum" мероприятию присвоен федеральный статус.
Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан в 2023 году организовано 219 международных мероприятий.
В 2023 году было проведено немало двухсторонних визитов, которые способствовали дальнейшему развитию сотрудничества Республики Татарстан со странами Содружества Независимых Государств.
Республика Татарстан является постоянным участником международных промышленных выставок "ИННОПРОМ", проводимых на территории Республики Узбекистан, а также в Республике Казахстан.
В 2023 году в г. Казани был проведен III Форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном.
Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан с января по июнь 2024 года организовано 140 международных мероприятий.
В 2024 году в Татарстане состоялся XV Международный экономический форум "Россия - Исламский мир: KazanForum" - масштабное мероприятие, на котором обсуждались вопросы, касающиеся не только финансов и бизнеса, но и политики, туризма, науки, культуры. С 14 по 19 мая 2024 года в международном выставочном центре "Казань Экспо" состоялось около 125 тематических сессий, лекций, мастер-классов и презентаций. На площадке форума также были организованы выставка недвижимости и ярмарка халяль-продукции Kazan Halal Market.
В 2024 году планируется продолжить работу по развитию взаимодействия с зарубежными партнерами:
по направлению сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств;
по расширению взаимодействия с Азией;
по выстраиванию отношений со странами Африки;
по актуализации договорной базы с иностранными партнерами;
по организации выставочных мероприятий и участию в выставках.";
в разделе IV:
абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"Перспективные географические направления (рынки) развития экспорта в Республике Татарстан представлены в таблице N 3.";
таблицу N 3 изложить в следующей редакции:
"Таблица N 3
Макрорегион | Государства - торговые партнеры | Экспортируемая продукция | Экспортный потенциал |
1 | 2 | 3 | 4 |
Страны Таможенного союза и Содружества Независимых Государств | Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Беларусь, Киргизская Республика, Азербайджанская Республика, Республика Армения | Машинно-техническая продукция, продовольственные товары, промышленные материалы, товары широкого потребления | Предпосылками для наращивания экспорта являются действие интеграционных процессов, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки, выгодное транспортно-географическое положение. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, химические продукты, машиностроительная продукция, автомобили и комплектующие, железнодорожная техника, фармацевтическая продукция |
Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии | Китайская Народная Республика, Республика Индия, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Индонезия, Малайзия | Товары с высокой сырьевой составляющей | Отсутствие каких-либо дискриминационных ограничений в торговле и иных формах экономического сотрудничества между Российской Федерацией и крупнейшими странами Азии, Китайской Народной Республикой, Республикой Индией благотворно сказывается на развитии сотрудничества с этими государствами. Сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров (первичной сельскохозяйственной продукции, промышленного сырья и полуфабрикатов) выступает географическая удаленность макрорегиона. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, машиностроительная продукция, целлюлозно-бумажная продукция, резинотехнические изделия из пластмассы, услуги IT-сектора, туристические услуги |
Страны Ближнего Востока и Северной Африки | Исламская Республика Иран, Турецкая Республика, Арабская Республика Египет, Королевство Марокко, Объединенные Арабские Эмираты | Нефтепродукты с высокой степенью переработки, продовольствие, металлургическая продукция, продукция химического и лесопромышленного комплексов | Перспективы увеличения объемов экспорта определяются значительным потенциалом экономического роста стран данного макрорегиона и сохранением в силу природных и социально-экономических причин дефицита отдельных групп продукции (продовольствие, лесобумажные товары, металлы). Значительным экспортным потенциалом обладают пищевые продукты (масложировая продукция, мясо птицы), пиломатериалы, нефтехимическое сырье, удобрения, древесные плиты и фанера, корма, халяльные фармацевтические препараты |
Страны Центральной и Южной Африки | Республика Ангола, Федеративная Республика Нигерия, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия | Зерно, удобрения, продукция машиностроения | Перспективы роста экспорта ограничиваются низким уровнем экономического развития большинства африканских стран и удаленностью рынка. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения, пищевые продукты, продукция химической отрасли, машиностроительная продукция |
Страны Латинской Америки | Федеративная Республика Бразилия, Мексиканские Соединенные Штаты, Аргентинская Республика | Удобрения, нефтепродукты | По большинству перспективных товаров экспорта в страны данного макрорегиона отсутствует дефицит при наличии высокой конкуренции поставщиков из других стран. Значительным экспортным потенциалом обладают нефтепродукты, удобрения"; |
приложение к указанной Стратегии изложить в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр | А.В. Песошин |
Приложение
к Стратегии по обеспечению благоприятных
условий для развития экспортной деятельности
в Республике Татарстан до 2030 года
(в редакции постановления КМ РТ
от 2 ноября 2024 г. N 956)
Прогнозные значения основных показателей развития экспорта Республики Татарстан до 2030 года
Цель Стратегии по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Республике Татарстан до 2030 года: обеспечение к 2030 году прироста объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на две трети по сравнению с показателем 2023 года | ||||||
N п/п | Наименование показателя | Тип показателя (целевой, дополнительный) | Единица измерения | Базовое значение | Запланированные значения на 2030 год | |
значение | дата | |||||
1. | Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта (в млн. долларов США) | целевой | млн. долларов США | 2741 | 31.12.2023 | 4568 |
2. | Совокупный объем экспорта товаров (в млн. долларов США) | дополнительный | млн. долларов США | 10170 | 31.12.2023 | 14800 |
3. | Увеличение количества стран-экспортеров (нарастающим итогом с учетом фактического падения в 2022 году) | дополнительный | единиц | 109 | 31.12.2023 | 130 |
4. | Увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в млн. долларов США) | дополнительный | млн. долларов США | 456,6 | 31.12.2023 | 486,4 |
5. | Увеличение количества экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства | дополнительный | единиц | 1630 | 31.12.2023 | 1710 |