Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.05.2025 N 313 "Об утверждении Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы и Комплексного плана мероприятий по реализации Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы"
Постановление
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 12 мая 2025 г. N 313
"Об утверждении Концепции развития
системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы
и Комплексного плана мероприятий по реализации Концепции развития системы
психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы"
С целью развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы;
Комплексный план мероприятий по реализации Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи Республики Татарстан.
Премьер-министр | А.В. Песошин |
Концепция
развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на
2025-2028 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 12 мая 2025 г. N 313)
I. Общие положения
Концепция развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления межведомственного взаимодействия в реализации мероприятий, направленных на оказание комплексной психологической помощи населению Республики Татарстан, на 2025-2028 годы.
Концепция является основой интеграции деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций при разработке мер, направленных на развитие системы психологической помощи населению Республики Татарстан.
Психологическая помощь предполагает под собой профессиональную поддержку и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.
Концепция разработана для совершенствования и обеспечения доступности психологической помощи населению Республики Татарстан в индивидуальном и групповом формате. Видами психологической помощи являются:
психологическое просвещение;
психологическая профилактика;
психологическое консультирование;
психологическая диагностика;
психологическая коррекция;
психологическое сопровождение.
Психологическая помощь населению Республики Татарстан осуществляется в рамках единой государственной политики, обеспечивающей права человека и реализующей в отношении граждан гарантии государства, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.
Современное состояние общества в условиях специальной военной операции, а также иных актуальных социально-психологических и социокультурных угроз психологическому благополучию населения Республики Татарстан требует дополнительных усилий для повышения эффективности оказания психологической помощи через укрепление межведомственного взаимодействия субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан.
II. Современное состояние системы психологической помощи населению Республики Татарстан
Концепция является логическим продолжением комплексных мероприятий, направленных на формирование системы психологической помощи населению Республики Татарстан. С целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия:
создан Межведомственный экспертный совет системы психологической помощи населению Республики Татарстан (Положение о совете и его состав утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.03.2025 N 161 "О Межведомственном экспертном совете системы психологической помощи населению Республики Татарстан");
утверждены:
Регламент межведомственного информационного взаимодействия субъектов системы психологической помощи населению в Республике Татарстан (утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.03.2019 N 149 "Об утверждении Регламента межведомственного информационного взаимодействия субъектов системы психологической помощи населению в Республике Татарстан");
Положение о межведомственных стажировочных площадках в государственной системе психологической помощи населению Республики Татарстан (утверждено протоколом заседания Межведомственного экспертного совета системы психологической помощи населению Республики Татарстан от 01.10.2021 N ЛФ-12-314);
Межведомственный регламент осуществления супервизии специалистов системы психологической помощи населению Республики Татарстан (утвержден протоколом заседания Межведомственного экспертного совета системы психологической помощи населению Республики Татарстан от 23.10.2020 N ЛФ-12-323).
В 2020-2021 годах проведена паспортизация отраслевых психологических служб системы психологической помощи населению Республики Татарстан,
Основными субъектами системы психологической помощи населению в Республике Татарстан являются:
Министерство по делам молодежи Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан;
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан.
Центры психолого-педагогической помощи детям и молодежи сферы молодежной политики оказывают психологическую помощь населению Республики Татарстан возрастной группы 14-35 лет. Педагоги-психологи осуществляют психокоррекцию, психодиагностику, психопрофилактику и психологическое сопровождение молодых людей с целью поддержания их психологического благополучия.
В системе Министерства по делам молодежи Республики Татарстан психологической деятельностью занимаются 115 педагогов-психологов. При этом на законодательном уровне отсутствует утвержденный норматив обеспеченности населения психологами и педагогами-психологами. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.05.2024 N 364 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2009 N 42 "Об установлении уровня социальных гарантий обеспеченности общественной инфраструктурой, социальными услугами до 2029 года" утвержден норматив обеспеченности населения центрами психолого-педагогической помощи детям и молодежи в муниципальных районах с численностью свыше 50 тыс. человек.
В рамках деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан педагоги-психологи осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и в организациях дополнительного образования; оказывают психолого-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
В системе Министерства образования и науки Республики Татарстан психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение дошкольников и учащихся обеспечивают 1289 специалистов. Норматив обеспеченности в отрасли также отсутствует, существуют лишь методические рекомендации по направлению деятельности общеобразовательных и профессиональных организаций (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях") и письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2018 г. N 07-4587 о проработке вопросов о нормативном регулировании деятельности психологической службы системы образования.
В рамках деятельности Министерства здравоохранения Республики Татарстан медицинские (клинические) психологи оказывают психологическую помощь, направленную на профилактику психических и поведенческих расстройств, в том числе среди детей, при кризисных состояниях, химических и нехимических зависимостях, а также на восстановление психического здоровья.
В системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан предусмотрено 348 штатных единиц медицинских (клинических) психологов, которые оказывают специализированную помощь на трех уровнях: первичную медико-санитарную помощь, первичную специализированную и специализированную помощь. Норматив штатной численности соответствующих специалистов определен двумя основными документами: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 октября 2022 г. N 668н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения" и приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 23.05.2023 N 1085 "Об организации медико-психологической и психотерапевтической помощи населению Республики Татарстан".
В рамках деятельности Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан психологи осуществляют деятельность, направленную на улучшение психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп, профилактику и психологическую коррекцию негативных социальных проявлений в их поведении.
В системе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан социально-психологические услуги населению Республики Татарстан оказывают 233,05 штатной единицы психологов. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2009 N 915 "Об утверждении Положения о порядке расчета нормативных затрат на оказание социальных услуг организаций социального обслуживания и подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Татарстан" определены нормативы штатной численности соответствующих специалистов.
Психологи государственного бюджетного учреждения Республики Татарстан "Служба экстренных вызовов - 112" в рамках деятельности Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан оказывают дистанционную психологическую помощь гражданам в экстренной кризисной ситуации.
В рамках деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан психологи осуществляют психологическое обеспечение деятельности сотрудников ведомства в особых условиях, оказывают экстренную психологическую помощь лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и их близким.
В Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан штатные психологи осуществляют психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы и лиц, находящихся в заключении, в том числе в рамках службы пробации.
Штатная численность специалистов психологического профиля и норматив ее расчета в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан и в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан определены внутренними локальными нормативными актами.
В систему психологической помощи населению Республики Татарстан входят Министерство спорта Республики Татарстан и Министерство культуры Республики Татарстан, чьи задачи также направлены на формирование здоровья и психологического благополучия человека.
Действующая в настоящее время система психологической помощи населению Республики Татарстан имеет целый комплекс проблем, требующих решения:
отсутствие алгоритмов межведомственной маршрутизации по ситуациям, требующим реагирования разных субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан;
неравномерность распределения доступа к качественной и бесплатной психологической помощи населению Республики Татарстан;
недостаточная обеспеченность квалифицированными психологами, которые способны оказать психологическую помощь, включая пролонгированную, участникам специальной военной операции и членам их семей, семьям погибших, детям из зоны проведения специальной военной операции и приграничных областей Российской Федерации, подвергшихся обстрелам;
неравномерность уровня материально-технического оснащения психологических служб в Республике Татарстан различной ведомственной принадлежности;
недостаточная разработанность нормативной правовой базы в системе психологической помощи населению Республики Татарстан.
В связи с вышеизложенным в целях эффективной и качественной психологической помощи населению Республики Татарстан необходимо дальнейшее совершенствование целостной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение всего спектра психологических потребностей и запросов населения Республики Татарстан.
III. Цели, задачи и принципы развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан
Субъекты системы психологической помощи населению Республики Татарстан условно делятся на две группы:
1) субъекты, имеющие службы, непосредственно оказывающие психологическую помощь населению Республики Татарстан:
Министерство по делам молодежи Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан;
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан;
республиканские ведомственные психологические службы;
муниципальные психологические службы;
2) субъекты, способствующие оказанию психологической помощи населению Республики Татарстан:
Министерство спорта Республики Татарстан;
Министерство культуры Республики Татарстан;
антитеррористическая комиссия в Республике Татарстан;
антинаркотическая комиссия в Республике Татарстан;
Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
филиал Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" по Республике Татарстан;
некоммерческие организации, общественные организации и движения, фонды, деятельность которых направлена на решение психологических проблем населения (по согласованию).
В рамках Концепции необходимо актуализировать деятельность республиканских ведомственных советов психологов и муниципальных советов психологов.
Целями развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан являются формирование и поддержка психологического благополучия населения Республики Татарстан, создание гарантий реализации права граждан на получение бесплатной и территориально доступной квалифицированной психологической помощи, а также профессиональное развитие и поддержка психологического сообщества в рамках развивающейся системы психологической помощи населению Республики Татарстан.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих системных задач:
обеспечение межведомственного взаимодействия и сотрудничества органов Государственной власти, местного самоуправления, научных, образовательных, экспертных организаций, общественных объединений в рамках разрешения психологических проблем населения Республики Татарстан;
формирование межведомственной координации психологических служб Республики Татарстан;
консолидация усилий в области нормативного правового обеспечения деятельности в сфере оказания психологической помощи населению Республики Татарстан;
организация и системное обеспечение индикативного наблюдения за психологической напряженностью в обществе;
организация психологического просвещения населения Республики Татарстан;
повышение квалификации кадрового состава психологических служб Республики Татарстан;
совершенствование системных мер по предупреждению эмоционального выгорания специалистов психологических служб Республики Татарстан;
развитие системы супервизионной и интервизионной поддержки психологов субъектов системы оказания психологической помощи населению Республики Татарстан;
организация и оказание профессиональной своевременной и повсеместной психологической помощи населению Республики Татарстан с приоритетом на оказание пролонгированной психологической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей, семьям погибших, детям из зоны проведения специальной военной операции и приграничных областей Российской Федерации, подвергшихся обстрелам, с привлечением профессиональных ресурсов всех субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан;
организация и осуществление контроля в сфере оказания психологической помощи населению Республики Татарстан;
развитие каналов дистанционной психологической помощи населению, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", цифровых средств электроники;
организация и формирование процессуальных регламентов межведомственного взаимодействия при оказании кризисной и экстренной психологической помощи населению Республики Татарстан;
организация информационно-методического, научного и кадрового обеспечения деятельности субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан;
совершенствование рабочего пространства специалистов, оказывающих психологическую помощь населению Республики Татарстан;
обеспечение квалифицированными кадрами психологических служб в Республике Татарстан.
Основными принципами развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан являются:
приоритет государственных начал в организации психологической помощи и гарантирование населению Республики Татарстан права на ее получение в трудной жизненной ситуации;
единство механизма государственного управления и координации деятельности организаций психологического профиля;
интеграция ресурсов субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан;
социальное партнерство, обеспечивающее выстраивание эффективных механизмов комплексного решения проблем, требующих межведомственного регулирования;
дифференциация деятельности субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан, повышение их компетентности и ответственности;
системность, преемственность и высокое качество оказываемой населению психологической помощи;
добровольность и доступность получения населением психологической помощи.
Формирование и развитие системы психологической помощи населению Республики Татарстан также будет основано на разработанных и утвержденных принципах использования единой системы контроля качества оказываемой психологической помощи.
IV. Приоритетные направления развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан
В Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. N 2233-р, актуализируется противодействие социокультурным угрозам в контексте защиты традиционных ценностей, что особенно важно в связи с геополитическими вызовами в условиях специальной военной операции.
Важно проводить мероприятия по профилактике и просвещению в области сохранения и укрепления психического здоровья и психологического благополучия населения Республики Татарстан.
Необходимо обеспечить кластерное взаимодействие психологов, педагогов-психологов, организационных психологов, медицинских (клинических) психологов в решении задач обеспечения психического здоровья и психологического благополучия населения Республики Татарстан, уделяя особое внимание вопросам восстановления психического здоровья участников специальной военной операции и членов их семей, семей погибших, детей из зоны проведения специальной военной операции и приграничных областей Российской Федерации, подвергшихся обстрелам, повышению психологической адаптивности в семьях, предотвращению суицидов и террористических актов в образовательных учреждениях, а также работе с мигрантами.
Важно взаимодействовать с кадровыми и психологическими службами организаций разных форм собственности для усиления психологического сопровождения работающих слоев населения Республики Татарстан с целью сохранения и укрепления их психического здоровья и психологического благополучия.
В целях минимизации уровня социально-психологической напряженности и укрепления здоровья и психологического благополучия населения Республики Татарстан необходима развитая система психологической помощи населению Республики Татарстан с учетом ведомственных нормативных актов по существующему направлению.
Возникла потребность в обеспечении условий для создания Реестра психологов Республики Татарстан и организаций, оказывающих психологическую помощь населению Республики Татарстан, в которые войдут только квалифицированные специалисты, соответствующие ведомственным профессиональным критериям.
Актуальна организация межведомственной работы специалистов психологического профиля на уровне районов с целью контроля и координации их деятельности.
Необходимо актуализировать штатные нормативы ведомственных психологических служб с учетом современных вызовов во всех ведомствах Республики Татарстан, имеющих психологические службы.
Необходимо отметить важность мер, направленных на профессиональную поддержку самих психологов, в том числе проработать вопрос установления звания "Заслуженный психолог Республики Татарстан".
Для решения задач, стоящих перед системой психологической помощи населению Республики Татарстан, определены следующие приоритетные направления ее развития: нормативное правовое регулирование, организационно-управленческое обеспечение, финансовое обеспечение, кадровое обеспечение, научно-методическое и информационное обеспечение, обеспечение условий для межведомственного и внутриведомственного взаимодействия субъектов системы оказания психологической помощи населению Республики Татарстан.
Нормативное правовое регулирование включает в себя совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность системы психологической помощи населению Республики Татарстан.
Основными задачами нормативного правового регулирования деятельности системы психологической помощи являются:
установление правовых гарантий в области психологической помощи населению Республики Татарстан;
формирование правовых норм, обеспечивающих функционирование системы психологической помощи населению Республики Татарстан, способствующих координации и взаимодействию ее субъектов;
установление правовых норм государственного и общественного контроля над качеством предоставляемой психологической помощи.
Для совершенствования нормативного правового регулирования деятельности системы психологической помощи населению Республики Татарстан необходимо:
проведение анализа современного состояния нормативного правового обеспечения в сфере психологической помощи населению, практики правоприменения;
создание и регулярная актуализация информационно-справочной базы нормативных правовых актов, регулирующих процессы формирования, функционирования и развития системы психологической помощи;
разработка нормативных правовых актов и регламентов по вопросам предоставления психологической помощи населению.
Обеспечение условий для межведомственного взаимодействия подразумевает создание алгоритмов маршрутизации для оказания психологической помощи населению Республики Татарстан в ситуациях комплексного характера, требующих объединения усилий специалистов различных профессиональных направлений и специальностей.
Организационно-управленческое обеспечение предполагает деятельность по созданию единого профессионального пространства в системе психологической помощи населению Республики Татарстан согласно ее структуре, приведенной в приложении к Концепции.
Организационные функции по каждому из основных направлений деятельности системы осуществляются республиканскими органами исполнительной власти в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Описание механизмов и алгоритмов межведомственного взаимодействия субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан предполагается отразить в регламенте межведомственного взаимодействия субъектов системы психологической помощи населению в Республике Татарстан.
Материально-техническое обеспечение психологической деятельности заключается в проведении мониторинга санитарных условий рабочего места психологов и доступа к эффективным методическим комплексам.
Кадровое обеспечение деятельности субъектов системы психологической помощи населению в Республике Татарстан предполагает профессиональное образование специалистов психологического профиля по следующим направлениям:
совершенствование и развитие системы непрерывной практико-ориентированной подготовки психологов ведомственных психологических служб;
профессиональная подготовка и повышение квалификации по оказанию психологической помощи участникам специальной военной операции и членам их семей, а также семей погибших;
профессиональная подготовка с использованием института наставничества в ведомственных психологических службах;
формирование межведомственных стажировочных площадок для специалистов ведомственных психологических служб;
профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций специалистов ведомственных психологических служб.
Необходимо отметить вопрос регулирования оплаты труда ведомственных психологов Республики Татарстан, особенно в рамках действующих приоритетных национальных проектов.
Научно-методическое обеспечение системы психологической помощи населению Республики Татарстан направлено на формирование научного подхода к ее организации, подготовку методологических, методических, информационных основ для профессиональной деятельности специалистов в данной сфере. Неотъемлемым элементом является обмен опытом специалистов ведомственных психологических служб в рамках межрегионального и международного сотрудничества.
В рамках реализации Концепции предполагается выстраивание системного взаимодействия субъектов психологической помощи населению Республики Татарстан со средствами массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для позиционирования позитивного опыта психологической помощи населению Республики Татарстан и повышения психологической культуры населения Республики Татарстан.
V. Механизм и ресурсы реализации Концепции
Пути достижения целей и задач Концепции определены в Комплексном плане мероприятий по реализации Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.05.2025 N 313 "Об утверждении Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы и Комплексного плана мероприятий по реализации Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы".
Финансовое обеспечение мероприятий, отраженных в указанном Комплексном плане, может осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год, местных бюджетах, а также за счет средств, полученных от негосударственных предприятий и организаций, негосударственных фондов и общественных объединений, спонсорской помощи и иных негосударственных источников, не запрещенных законодательством.
В рамках развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан необходимо на системной основе проводить мониторинг актуального состояния ведомственных психологических служб.
В рамках осуществления функции координатора развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан Министерство по делам молодежи Республики Татарстан:
обеспечивает контроль за актуальным состоянием информационно-справочной базы нормативных правовых актов в системе психологической помощи населению Республики Татарстан;
ведет статистический учет деятельности организаций и специалистов психологического профиля системы психологической помощи населению Республики Татарстан;
ведет реестр организаций, представляющих психологическую помощь населению Республики Татарстан;
обеспечивает контроль реализации протоколов, регламентов и алгоритмов, разработанных и внедренных в рамках организации системы психологической помощи населению Республики Татарстан.
VI. Направления и формы психологической помощи населению Республики Татарстан
Концепция определяет приоритетные группы населения Республики Татарстан, требующие психологического сопровождения в рамках системы психологической помощи населению Республики Татарстан:
участники и ветераны специальной военной операции и члены их семей, а также семьи погибших;
несовершеннолетние иностранные граждане и члены их семей;
граждане, прибывшие с территорий повышенной террористической опасности, в том числе из зон боевых действий специальной военной операции;
несовершеннолетние и молодые люди, находящиеся в кризисных ситуациях, и члены их семей;
граждане, попавшие в экстремальные ситуации;
лица, которые по решению суда за совершенные противоправные действия отбывают наказания в государственных учреждениях исполнения наказаний либо имеют условные наказания и находятся под надзором, а также лица, склонные к противоправным действиям и иному асоциальному поведению.
Выделяется ряд основных направлений деятельности субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан:
1. Психологическая помощь участникам специальной военной операции и членам их семей, а также семей погибших. Психологическая работа с последствиями потери близких, ситуациями острого горя. В связи с растущей потребностью участников специальной военной операции и их семей и семей погибших в психологической помощи и адаптации участников специальной военной операции к мирной жизни необходимо заблаговременно обеспечить систему психологической помощи соответствующим штатом специалистов психологического профиля, обладающих необходимыми компетенциями, а также укрепить материально-техническую базу субъектов системы психологической помощи населению Республики Татарстан. Для этого необходимо:
организовать мероприятия по информированию участников специальной военной операции и их семей, а также семей погибших о доступных ресурсах психологической помощи, об основах семейной психологии и психологии межличностных отношений, методах самопомощи, о психологических последствиях, с которыми может столкнуться данная группа населения;
повышать квалификацию психологов, работающих с участниками специальной военной операции и их семьями и семьями погибших, в том числе через оказание межведомственной супервизии;
организовать доступную, качественную и пролонгированную психологическую помощь для участников специальной военной операции и членов их семей, а также семей погибших во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан.
2. Оказание экстренной и пролонгированной психологической помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, и членам их семей, в том числе пролонгированной психологической помощи детям из зоны специальной военной операции и из приграничных территорий России, подвергшихся обстрелам в период проведения специальной военной операции.
3. Психологическая помощь населению Республики Татарстан независимо от социального статуса и места жительства, ориентированная на предотвращение острых эмоциональных состояний, представляющих опасность для личности и общества, снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии, включая аутоагрессию и суицидальное поведение, укрепление психического здоровья и атмосферы психологической защищенности населения, формирование в обществе психологической культуры.
4. Психолого-педагогическая помощь населению Республики Татарстан, направленная на создание благоприятных условий для воспитания и самореализации детей и молодежи. Профилактика психологического кризиса у участников образовательного процесса.
5. Актуализация мер, направленных на профилактику терроризма, экстремизма, травли и иных социально негативных явлений в обществе.
6. Адаптация и социализация иностранных граждан.
7. Психологическая поддержка населения Республики Татарстан, коррекция поведения и эмоционального состояния членов семей, в том числе семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи в адаптации к меняющимся социальным условиям, в поиске личностных ресурсов, обучение навыкам преодоления стрессовых состояний, межличностных конфликтов и других ситуаций психического дискомфорта.
8. Диагностика, реабилитация и ресоциализация лиц, которые по решению суда за совершенные противоправные действия отбывают наказание в государственных учреждениях исполнения наказаний либо имеют условные наказания и находятся под надзором, а также лиц, склонных к противоправным действиям и иному асоциальному поведению.
Информирование населения о психологической помощи осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление и распространение информации.
Важной составляющей системы психологической помощи населению Республики Татарстан является оперативное и эффективное реагирование на обращения граждан, связанные с вопросами психологического благополучия населения (далее - обращения граждан).
Прием обращений граждан осуществляется через: Общественную палату Республики Татарстан, Центр управления регионом на базе государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль", систему "Инцидент-менеджмент", Приемную Президента Российской Федерации в Республике Татарстан, Приемную Раиса Республики Татарстан, электронные сервисы республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, общественные приемные, телефоны доверия и иные субъекты, уполномоченные принимать и рассматривать обращения и сообщения населения. При развитии системы психологической помощи необходимо выстраивать механизм реагирования на обращения граждан, акцентируя внимание на их межведомственный характер.
Приложение
к Концепции развития системы
психологической помощи населению
Республики Татарстан на 2025-2028 годы
Структура
системы психологической помощи населению Республики Татарстан
+-------------------------------------------+
| Межведомственный экспертный совет системы |
|психологической помощи населению Республики|
| Татарстан |
+---------------------+---------------------+
+---------------------+---------------------+
| Отдел психологического сопровождения и |
| профилактической работы Министерства по |
| делам молодежи Республики Татарстан, |
| государственное бюджетное учреждение |
| "Республиканский центр молодежных, |
| инновационных и профилактических программ |
| "Навигатор" |
+---------------------+---------------------+
+--------------+------------------+------------------+--------------+-----+--------------------------+------------------------+----------------+
+------+-----+ +------+-----+ +----------+---------+ +------+-----+ +-----------+----------+ +-----------+------------+ +--------+---------+ |
|Министерство| |Министерство| | Министерство | |Министерство| |Министерство по делам | | Главное Управление | | Управление | |
| по делам | |образования | | здравоохранения | | труда, | |гражданской обороны и | | Министерства Российской| |Федеральной службы| |
| молодежи | | науки | |Республики Татарстан| |занятости и | |чрезвычайным ситуациям| | Федерации по делам | | исполнения | |
| Республики | | Республики | +----+---------------+ | социальной | | Республики Татарстан | | гражданской обороны, | | наказаний по | |
| Татарстан | | Татарстан | | | защиты | +--+-------------------+ |чрезвычайным ситуациям и| | Республике | |
++-----------+ ++-----------+ | | Республики | | | ликвидации последствий | | Татарстан | |
| | | | Татарстан | | | стихийных бедствий по | ++-----------------+ |
| | | +++----------+ | | Республике Татарстан | | |
| | | || | ++-----------------------+ | |
+-------------+|+----------------+|+--------------+ ||+--------------+|+----------------------+|+----------------+ |+----------------------+|
|Ведомственный|++ Ведомственный ||| Ведомственный| ||| Ведомственный||| Ведомственные ||| Ведомственные | || Ведомственные ||
| совет |||совет психологов|++ совет | |++ совет |++психологические службы|++ психологические| ++психологические службы||
| психологов ||+----------------+|| психологов | | | психологов | +----------------------+ | службы | +----------------------+|
+-------------+| |+--------------+ | +--------------+ +----------------+ |
| |+----------------+|+---------------+ | |
| ||Совет психологов|||Республиканские| | |
| ++образовательных |++ ведомственные | | |
| || организаций | |психологические| | |
| |+----------------+ | службы | | |
| |+----------------+ +---------------+ | |
| ||Совет психологов| | +-------------+----------------+-------------+------------+-----------+-------------+----+
| ||образовательных | |+-----+------++-----+------++--------+-------++----+------++----+-----++----+-----++------+-----+
| ++ организаций | ||Министерство||Министерство|| Филиал ||Антитерро- ||Антинарко-||Республи- ||Общественные|
| || высшего | || спорта || культуры ||Государственного||ристическая|| тическая || канская ||организации |
| || образованна | || Республики || Республики || фонда поддержки||комиссия в ||комиссия в|| комиссия |+------------+
| |+----------------+ || Татарстан || Татарстан || участников ||Республике ||Республике|| по делам |
| | |+------------++------------+| специальной || Татарстан || Татарстан||несоверше-|
| |+-----------------+ | |военной операции|+-----------++----------+|ннолетних |
| || Республиканские | | | "Защитники | +----------+
| || ведомственные | | | Отечества" по |
| || психологические | | | Республике |
| || службы, в том | | | Татарстан |
| || числе | | +----------------+
| ++ образовательных | |
| || организаций | |
| || высшего | |
| || образования и | |
| || профессиональных| |
| || образовательных | |
| || организаций | |
| |+-----------------+ |
| |+-----------------+ |
| || Муниципальные | |
+--------------++ ведомственные +------------------+
| психологические |
| службы |
+--------+--------+
+--------+--------+
| Муниципальные |
| советы |
| психологов |
+-----------------+
Комплексный план
мероприятий по реализации Концепции развития системы психологической помощи
населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 12 мая 2025 г. N 313)
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственные за мероприятие | Результат и срок исполнения в 2025 году | Результат и срок исполнения в 2026 году | Результат и срок исполнения в 2027 году | Результат и срок исполнения в 2028 году |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Нормативно-правовое регулирование психологической деятельности | ||||||
1.1. | Разработка межведомственной маршрутизации клиента (пациента) по ситуациям комплексного характера | Минмол РТ 1 | Утвержденный протоколом заседания Экспертного совета актуализированный список типовых ситуаций комплексного характера, подлежащих межведомственной маршрутизации, - до 01.08.2025; утвержденный протоколом заседания Экспертного совета регламент межведомственной маршрутизации по трем типовым ситуациям - до 01.12.2025 | Утвержденный протоколом заседания Экспертного совета актуализированный список типовых ситуаций комплексного характера, подлежащих межведомственной маршрутизации, - до 01.03.2026; утвержденный протоколом заседания Экспертного совета регламент межведомственной маршрутизации по трем типовым ситуациям - до 01.12.2026 | Утвержденный протоколом заседания Экспертного совета актуализированный список типовых ситуаций комплексного характера, подлежащих межведомственной маршрутизации, - до 01.03.2027; утвержденный протоколом заседания Экспертного совета регламент межведомственной маршрутизации по трем типовым ситуациям - до 01.12.2027 | Утвержденный протоколом заседания Экспертного совета актуализированный список типовых ситуаций комплексного характера, подлежащих межведомственной маршрутизации, - до 01.03.2028; утвержденный протоколом заседания Экспертного совета регламент межведомственной маршрутизации по трем типовым ситуациям - до 01.12.2028 |
1.2. | Актуализация регламентов ведомственной и межведомственной супервизии и интервизии | Минмол РТ, МОиН РТ, Минтруд РТ, Минздрав РТ, МЧС РТ, УФСИН по РТ (по согласованию) | Утвержденный протоколом заседания Экспертного совета регламент межведомственной супервизии и интервизии - до 01.11.2025; утвержденный ведомственным приказом регламент ведомственной супервизии и интервизии - до 01.09.2025 |
|
|
|
1.3. | Разработка предложений о подходах к определению необходимой штатной численности ведомственных психологов Республики Татарстан | Минмол РТ, МОиН РТ, Минтруд РТ, Минздрав РТ |
|
| Представление в Экспертный совет информационно-аналитической справки о предлагаемых подходах к определению необходимой штатной численности ведомственных психологов - до 01.06.2027 |
|
II. Организационно-управленческое обеспечение психологической деятельности | ||||||
2.1. | Разработка регламента межведомственного взаимодействия субъектов системы | Минмол РТ | Утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан регламент межведомственного взаимодействия субъектов системы - до 01.12.2025 |
|
|
|
2.2. | Актуализация положения об Экспертном совете | Минмол РТ |
| Утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан положение об Экспертном совете и его состав - до 01.04.2026 |
|
|
2.3. | Разработка положений о ведомственных советах психологов Республики Татарстан | Минтруд РТ, Минздрав РТ | Утвержденные ведомственным приказом положение о ведомственном совете психологов и его состав - до 01.09.2025 |
|
|
|
2.4. | Разработка реестра психологов Республики Татарстан | Минмол РТ |
| Утвержденный протоколом заседания Экспертного совета проект положения о реестре психологов Республики Татарстан - до 01.12.2026 | Утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан положение о реестре психологов Республики Татарстан - до 01.04.2027 |
|
2.5. | Разработка цифровой платформы межведомственного взаимодействия психологов Республики Татарстан | Минмол РТ |
| Утвержденный протоколом заседания Экспертного совета проект технического задания по созданию цифровой платформы межведомственного взаимодействия психологов Республики Татарстан - до 01.12.2026 |
|
|
2.6. | Организация деятельности Экспертного совета | Минмол РТ | Протокол заседания Экспертного совета - ежеквартально | Протокол заседания Экспертного совета - ежеквартально | Протокол заседания Экспертного совета - ежеквартально | Протокол заседания Экспертного совета - ежеквартально |
2.7. | Разработка положения о межведомственной рабочей группе при Минмол РТ по реализации Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы | Минмол РТ | Утвержденные приказом Минмол РТ положение о межведомственной рабочей группе при Минмол РТ по реализации Концепции развития системы психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы и его состав - до 01.08.2025 |
|
|
|
III. Кадровое обеспечение психологической деятельности | ||||||
3.1. | Организация и проведение практико-ориентированного обучения для субъектов системы | Субъекты системы | Представление в Экспертный совет информационной справки об организации и проведении практико-ориентированного обучения для субъектов системы - до 01.12.2025 | Представление в Экспертный совет информационной справки об организации и проведении практико-ориентированного обучения для субъектов системы - до 01.12.2026 | Представление в Экспертный совет информационной справки об организации и проведении практико-ориентированного обучения для субъектов системы - до 01.12.2027 | Представление в Экспертный совет информационной справки об организации и проведении практико-ориентированного обучения для субъектов системы - до 01.12.2028 |
3.2. | Инициирование внесения изменений в Закон Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 74-ЗРТ "О государственных наградах Республики Татарстан" с целью установления звания "Заслуженный психолог Республики Татарстан" | Минмол РТ |
| Направление в Государственный Совет Республики Татарстан предложения о внесении изменений в Закон Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 74-ЗРТ "О государственных наградах Республики Татарстан" с целью установления звания "Заслуженный психолог Республики Татарстан" - до 01.06.2026 |
|
|
3.3. | Разработка предложений к регулированию оплаты труда ведомственных психологов Республики Татарстан в рамках действующих национальных проектов | Минмол РТ, МОиН РТ. Минтруд РТ, Минздрав РТ |
| Представление в Экспертный совет информационно-аналитической справки о предлагаемом регулировании оплаты труда ведомственных психологов Республики Татарстан - до 01.06.2026 |
|
|
IV. Научно-методическое обеспечение психологической деятельности | ||||||
4.1. | Разработка и издание в цифровом формате научно-методических пособий, рекомендаций, практикумов для субъектов системы | Субъекты системы | Представление в Экспертный совет информационной справки об изданных научно-методических пособиях, рекомендациях, практикумах - до 01.12.2025 | Представление в Экспертный совет информационной справки об изданных научно-методических пособиях, рекомендациях, практикумах - до 01.12.2026 | Представление в Экспертный совет информационной справки об изданных научно-методических пособиях, рекомендациях, практикумах - до 01.12.2027 | Представление в Экспертный совет информационной справки об изданных научно-методических пособиях, рекомендациях, практикумах - до 01.12.2028 |
4.2. | Информирование субъектов системы об итогах изучения опыта других субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам психологической помощи населению | Субъекты системы | Доклад представителя субъекта системы на заседании Экспертного совета - ежеквартально | Доклад представителя субъекта системы на заседании Экспертного совета - ежеквартально | Доклад представителя субъекта системы на заседании Экспертного совета - ежеквартально | Доклад представителя субъекта системы на заседании Экспертного совета - ежеквартально |
V. Материально-техническое обеспечение психологической деятельности | ||||||
5.1. | Мониторинг материально-технической и инструментально-методической обеспеченности психологических служб субъектов системы | Минмол РТ, МОиН РТ, Минтруд РТ, Минздрав РТ, МЧС РТ, УФСИН по РТ (по согласованию) | Представление информационно-аналитической справки в Экспертный совет - до 01.06.2025 | Представление информационно-аналитической справки в Экспертный совет - до 01.06.2026 | Представление информационно-аналитической справки в Экспертный совет - до 01.06.2027 | Представление информационно-аналитической справки в Экспертный совет - до 01.06.2028 |
VI. Информационное обеспечение межведомственного взаимодействия субъектов системы | ||||||
6.1. | Размещение актуальной информации о ходе реализации Концепции развития системы оказания психологической помощи населению Республики Татарстан на 2025-2028 годы в специализированном разделе на сайте Минмол РТ | Минмол РТ | Направление информационной справки к заседанию Экспертного совета - ежеквартально | Направление информационной справки к заседанию Экспертного совета - ежеквартально | Направление информационной справки к заседанию Экспертного совета - ежеквартально | Направление информационной справки к заседанию Экспертного совета - ежеквартально |
6.2. | Популяризация системы психологической помощи населению Республики Татарстан в средствах массовой информации | Субъекты системы | Направление информационной справки о медиаактивности по вопросам оказания психологической помощи населению Республики Татарстан к очередному заседанию Экспертного совета - один раз в полгода | Направление информационной справки о медиаактивности по вопросам оказания психологической помощи населению Республики Татарстан к очередному заседанию Экспертного совета - один раз в полгода | Направление информационной справки о медиаактивности по вопросам оказания психологической помощи населению Республики Татарстан к очередному заседанию Экспертного совета - один раз в полгода | Направление информационной справки о медиаактивности по вопросам оказания психологической помощи населению Республики Татарстан к очередному заседанию Экспертного совета - один раз в полгода |
_____________________________
1 Список использованных сокращений:
Минздрав РТ - Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Минмол РТ - Министерство по делам молодежи Республики Татарстан;
Минтруд РТ - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;
МОиН РТ - Министерство образования и науки Республики Татарстан;
МЧС РТ - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;
субъекты системы - субъекты системы оказания психологической помощи населению Республики Татарстан: Министерство по делам молодежи Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство спорта Республики Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, антитеррористическая комиссия в Республике Татарстан, антинаркотическая комиссия в Республике Татарстан, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, филиал Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" по Республике Татарстан, общественные организации - некоммерческие организации, общественные организации и движения, фонды, деятельность которых направлена на решение психологических проблем населения (по согласованию), республиканские ведомственные психологические службы, муниципальные психологические службы;
УФСИН по РТ - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан;
Экспертный совет - Межведомственный экспертный совет системы психологической помощи населению Республики Татарстан.