Правовые акты Республики Татарстан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.05.2025 N 331 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2023 N 1682 "Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан"

Постановление
 Кабинета Министров
 Республики Татарстан
 от 16 мая 2025 г. N 331
 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2023 N 1682 "Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан"

 

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2023 N 1682 "Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.04.2024 N 256, от 10.12.2024 N 1125) следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

"В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931 "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", федеральным проектом "Многодетная семья", входящим в состав национального проекта "Семья", а также в целях повышения эффективности адресных форм социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стимулирования их активных действий по ее преодолению Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:";

в Положении о порядке оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан, утвержденном указанным постановлением:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Расчет среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, определение состава малоимущей семьи осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

В случае если членом малоимущей семьи является гражданин, призванный на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", расчет среднедушевого дохода малоимущей семьи осуществляется с учетом пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. N 1933 "Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации".

В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ в состав семьи, учитываемый при определении права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:

а) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой или попечительством, детей, обучающихся и проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам);

б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

в) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

д) лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

е) лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;

ж) лица, находящиеся в розыске;

з) несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.";

абзац седьмой пункта 5 изложить в следующей редакции:

"При наличии зарегистрированного в территориальном органе социальной защиты заявления о назначении, а также заявления об изменении способа доставки повторно поданные тем же заявителем заявление о назначении, а также заявление об изменении способа доставки не принимаются.";

в абзаце втором пункта 6 слова "пяти рабочих дней со дня" заменить словами "48 часов с момента";

в пункте 9:

в абзаце первом слова "семьи, дохода одиноко проживающего гражданина" заменить словами "малоимущей семьи, дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина";

абзац третий признать утратившим силу;

пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия:

а) по поиску работы;

б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

в) по ведению личного подсобного хозяйства;

г) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (перечень типовых трудных жизненных ситуаций приводится в приложении N 1 к настоящему Положению). Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), в целях удовлетворения текущих потребностей семьи (одиноко проживающего гражданина) в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 настоящего Положения.

В приоритетном порядке социальный контракт заключается с многодетными семьями, с семьями с детьми и с участниками специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также с членами их семей.

Социальный контракт с одним и тем же гражданином (с одной и той же семьей) вне зависимости от выбранного мероприятия заключается не ранее чем со дня окончания мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) по завершении ранее заключенного социального контракта, проводимого в соответствии с пунктом 43 настоящего Положения, за исключением случая вынесения территориальным органом социальной защиты решения о целесообразности заключения с гражданином (семьей) нового социального контракта в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) в соответствии с абзацем вторым пункта 43 настоящего Положения.

Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия, направленные на преодоление им трудной жизненной ситуации.";

пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Подготовленные территориальным органом социальной защиты социальный контракт, программа социальной адаптации и прилагаемые к ней материалы, а также подготовленный заявителем бизнес-план (смета расходов) рассматриваются на заседании межведомственной комиссии по вопросам оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия) до заключения социального контракта.

Межведомственные комиссии создаются в муниципальных образованиях Республики Татарстан, в состав которых входят представители органов службы занятости, территориальных органов социальной защиты, органов местного самоуправления, отделов экономики, органов опеки и попечительства, управлений сельского хозяйства и продовольствия в муниципальных районах Республики Татарстан, иных органов и организаций, в целях выработки согласованного мнения об одобрении (неодобрении) заключения социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем бизнес-плана (сметы расходов) или согласованного мнения о необходимости доработки указанных документов.

Межведомственная комиссия дает оценку представленным документам, вносит при необходимости предложения и рекомендации по доработке программы социальной адаптации и (или) бизнес-плана, готовит заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.

В случае выработки межведомственной комиссией согласованного мнения о необходимости доработки социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем бизнес-плана (сметы расходов) такие документы дорабатываются территориальным органом социальной защиты совместно с заявителем и представляются на повторное рассмотрение в межведомственную комиссию в срок до пяти рабочих дней со дня представления указанного согласованного мнения.

К полномочиям межведомственной комиссии относятся:

рассмотрение на заседании межведомственной комиссии социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем бизнес-плана (сметы расходов);

представление в территориальный орган социальной защиты замечаний по социальному контракту, программе социальной адаптации, в том числе по составу мероприятий, указанных в пункте 10 настоящего Положения, и (или) прилагаемых к ней материалов, а также по подготовленному заявителем бизнес-плану (смете расходов);

повторное рассмотрение в соответствии с абзацем четвертым настоящего пункта доработанных социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем бизнес-плана (сметы расходов);

выработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта согласованного мнения об одобрении (неодобрении) заключения социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также подготовленного заявителем бизнес-плана (сметы расходов) или согласованного мнения о необходимости доработки указанных документов.

Межведомственная комиссия в день заседания рассматривает внесенные в повестку дня вопросы и принимает решение:

об утверждении программы социальной адаптациии и (или) бизнес-плана и рекомендует заключить с заявителем социальный контракт;

рекомендовать внести изменения в проект программы социальной адаптации и бизнес-план (с указанием конкретных предложений);

о нецелесообразности реализации программы социальной адаптации и заключения с заявителем социального контракта (с мотивированным обоснованием принятия такого решения) по причине экономической неэффективности избранного вида деятельности.

Межведомственная комиссия вправе принять решение о неодобрении социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также бизнес-плана (сметы расходов), предусмотренных настоящим Положением.

До истечения пяти рабочих дней со дня представления территориальным органом социальной защиты документов, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, проводится заседание межведомственной комиссии, по результатам которого оформляется протокол, который подписывается лицом, председательствовавшим на заседании комиссии, и членами межведомственной комиссии и направляется в территориальный орган социальной защиты.

Заключение социального контракта по формам согласно приложениям N 2-5 к настоящему Положению осуществляется после утверждения межведомственной комиссией программы социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) и бизнес-плана (сметы-расходов).";

в абзаце втором пункта 18 слова "с момента" заменить словами "со дня";

в абзаце втором пункта 19 слова "с момента" заменить словами "со дня";

в пункте 24:

подпункт "д" изложить в следующей редакции:

"д) достижение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "г" пункта 10 настоящего Положения, установленной для территориального органа социальной защиты в целях соблюдения распределения численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с пунктом 55 настоящего Положения;";

подпункт "л" изложить в следующей редакции:

"л) отсутствие у заявителя трудной жизненной ситуации или его несоответствие категории семей (одиноко проживающих граждан), которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "г" пункта 10 настоящего Положения;";

подпункт "м" дополнить словами ", или отказ заявителя от изменения основного мероприятия, предусмотренного программой социальной адаптации, в случае неполучения заявителем сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, в соответствии с абзацем четвертым пункта 34 настоящего Положения";

дополнить подпунктами "н" - "т" следующего содержания:

"н) отказ заявителя от прохождения тестирования для определения уровня предпринимательских компетенций при оказании государственной социальной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 10 настоящего Положения;

о) регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или осуществление (планирование осуществления) своей деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в соответствии с пунктом 53 настоящего Положения по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 10 настоящего Положения за пределами Республики Татарстан;

п) согласованное мнение межведомственной комиссии о неодобрении социального контракта, программы социальной адаптации и прилагаемых к ней материалов, а также бизнес-плана (сметы расходов);

р) получение заявителем от органов службы занятости единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработными гражданами, оказываемой в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 32 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении по мероприятиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 10 настоящего Положения;

с) подача заявления о назначении гражданином (его семьей) в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) по завершении ранее заключенного социального контракта, проводимого в соответствии с пунктом 43 настоящего Положения, за исключением случая вынесения органом социальной защиты населения решения о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) в соответствии с абзацем первым пункта 43 настоящего Положения;

т) подача заявления о назначении лицом, признанным судом недееспособным.";

в пункте 25:

в подпункте "б" слова "и мониторинга" исключить;

подпункт "к" изложить в следующей редакции:

"к) непредставление заявителем в территориальный орган социальной защиты документов (сведений), необходимых для осуществления мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта в соответствии с абзацем первым пункта 43 настоящего Положения, если они не могут быть получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.";

в пункте 27:

в абзаце первом слова "в подпунктах "а", "в", "д", "ж" и "з" пункта 25" заменить словами "в подпунктах "а" - "в", "д", "ж" и "з" пункта 25";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Обстоятельства, указанные в подпунктах "г", "е", "и" и "к" пункта 25 настоящего Положения, являются дополнительными основаниями для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 12 месяцев начиная со дня окончания мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина), осуществляемого по завершении ранее заключенного социального контракта.";

пункт 31 дополнить подпунктами "к.1" и "к.2" следующего содержания:

"к.1) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо снятие гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период действия социального контракта;

к.2) выявление наличия оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пункте 24 настоящего Положения, в расчетном периоде на дату подачи заявления о назначении, определяемом в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 44-ФЗ;";

пункт 34 дополнить абзацем следующего содержания:

"В целях изменения основного мероприятия в случае, указанном в абзаце четвертом настоящего пункта, территориальный орган социальной защиты по согласованию с заявителем вносит изменение в программу социальной адаптации без повторной подачи заявления о назначении и проведения оценки соответствия заявителя категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона N 178-ФЗ.";

подпункт "г" пункта 39 дополнить абзацем следующего содержания:

"Преодолением семьей (одиноко проживающим гражданином) трудной жизненной ситуации в целях реализации настоящего Положения признается выполнение программы социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки.";

пункт 43 изложить в следующей редакции:

"43. Территориальным органом социальной защиты проводится мониторинг условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта.

По результатам, полученным в ходе мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина), территориальный орган социальной защиты принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта или оказания ему (его семье) иных мер социальной поддержки или услуг.

Новый социальный контракт может быть заключен с гражданином в период проведения мониторинга условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) в случае признания ранее заключенного социального контракта неэффективным по следующим причинам:

прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя;

болезнь (стационарное, амбулаторное лечение более трех месяцев);

обстоятельства непреодолимой силы природного характера (наводнения, землетрясения и иные природные катаклизмы);

события, связанные с производственной деятельностью людей (пожары, техногенные аварии, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения и т. д.);

призыв гражданина (члена семьи) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации";

заключение гражданином (членом семьи) контракта о прохождении военной службы в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", контракта о пребывании в добровольческом формировании в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" для участия в специальной военной операции.

Мониторинг условий жизни семьи (одиноко проживающего гражданина) проводится в том числе:

а) по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 10 настоящего Положения:

в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт наличия действующего трудового договора (служебного контракта);

в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от трудовой деятельности за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;

б) по мероприятию, указанному в подпункте "б" пункта 10 настоящего Положения:

в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;

в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от предпринимательской деятельности за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;

в) по мероприятию, указанному в подпункте "в" пункта 10 настоящего Положения:

в течение 12 месяцев ежемесячно проверяется факт постановки гражданина на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;

в течение 12 месяцев ежеквартально рассчитывается средний доход гражданина от ведения личного подсобного хозяйства за 4, 5, 6-й месяцы, 7, 8, 9-й месяцы и 10, 11, 12-й месяцы со дня окончания срока действия социального контракта;

г) по мероприятию, указанному в подпункте "г" пункта 10 настоящего Положения, - в течение 12 месяцев ежеквартально проверяется факт ухудшения материально-бытового состояния семьи (одиноко проживающего гражданина).";

пункт 45 дополнить подпунктом "и" следующего содержания:

"и) возвратить денежную выплату, предоставляемую в течение одного месяца с даты заключения социального контракта, полученную в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в течение 30 календарных дней в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, не входящим в пункт 26 настоящего Положения.";

в подпункте "е" пункта 47 слова "в течение 30 дней" заменить словами "в течение 30 календарных дней";

в подпункте "ж" пункта 49 слова "не позднее 30-го дня" заменить словами "не позднее 30-го календарного дня";

в абзаце втором подпункта "в" пункта 51 слова "абзацем первым настоящего подпункта" заменить словами "подпунктом "б" настоящего пункта";

в пункте 56:

в абзаце первом слова "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан" заменить словами "Многодетная семья", входящим в состав национального проекта "Семья", и государственной программой Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан",";

подпункт "б" признать утратившим силу;

дополнить пунктом 61 следующего содержания:

"61. В целях возврата денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, в соответствии с подпунктом "е" пункта 47 и подпунктом "ж" пункта 49 настоящего Положения органом социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней со дня, в котором территориальный орган социальной защиты выявил обстоятельства, влекущие за собой обязанность получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, направляется уведомление получателю государственной социальной помощи о необходимости в срок до 30 календарных дней возвратить такие денежные средства.

В случае невозврата денежных средств получателем государственной социальной помощи орган социальной защиты населения взыскивает такие денежные средства в судебном порядке.";

в приложении N 1 к указанному Положению:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Прохождение непрерывного лечения гражданином и (или) членами его семьи длительностью свыше 3 месяцев в течение 6 месяцев до даты подачи заявления.";

пункт 9 признать утратившим силу;

в приложении N 2 к указанному Положению:

абзац четырнадцатый пункта 3.2 изложить в следующей редакции:

"возместить Уполномоченному органу денежную выплату, предоставляемую в течение одного месяца с даты заключения социального контракта, полученную в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления (требования) Уполномоченного органа в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, а также денежные средства, полученные неправомерно.";

в пункте 6.2 слова "форма программы социальной адаптации, предусматривающей" заменить словами "программа социальной адаптации, предусматривающая";

в пункте 6.2 приложения N 3 к указанному Положению слова "форма программы социальной адаптации, предусматривающей" заменить словами "программа социальной адаптации, предусматривающая";

в пункте 6.2 приложения N 4 к указанному Положению слова "форма программы социальной адаптации, предусматривающей" заменить словами "программа социальной адаптации, предусматривающая";

в пункте 6.2 приложения N 5 к указанному Положению слова "форма программы социальной адаптации, предусматривающей" заменить словами "программа социальной адаптации, предусматривающая".

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

А.В. Песошин

 

 

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2023 N 1682 "Об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в Республике Татарстан" от 16.05.2025 N 331