Правовые акты Республики Татарстан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.06.2025 N 461 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан и о признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан"

Постановление
Кабинета Министров
 Республики Татарстан
от 26 июня 2025 г. N 461
 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан и о признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан"

 

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

В соответствии со статьей 9.3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2024 г. N 1099 "Об утверждении примерных требований к организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1.  Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан.

2. Признать утратившими силу:

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2019 N 790 "О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.02.2020 N 134 "О внесении изменения в Порядок оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2019 N 790 "О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.06.2023 N 745 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2019 N 790 "О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан";

пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.07.2023 N 892 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.01.2024 N 23 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2019 N 790 "О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.07.2024 N 528 "О признании утратившими силу абзацев шестого и седьмого перечня организаций - поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2019 N 790 "О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

А.В. Песошин

 

 

Положение
об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан
(утв.
постановлением КМ РТ от 26 июня 2025 г. N 461)

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение регулирует вопросы организации, осуществления и координации ранней помощи детям и их семьям, включая межведомственное взаимодействие органов и организаций, оказывающих услуги по ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан (далее - услуги по ранней помощи).

1.2. Ранняя помощь детям и их семьям - комплекс мероприятий и услуг, реализуемых и оказываемых на междисциплинарной основе детям от рождения до трех лет (далее - дети, ребенок) (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьям, способствующих содействию физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, позитивному взаимодействию детей и их родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц, членов семьи в целом, социальной адаптации детей в среде сверстников, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в целях комплексной профилактики детской инвалидности.

 

II. Цель организации, осуществления и координации ранней помощи, основные задачи и принципы

 

2.1. Целью организации, осуществления и координации ранней помощи детям и их семьям является создание условий, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей на основе межведомственного взаимодействия.

2.2. Критериями отнесения детей и их семей к нуждающимся в оказании услуг по ранней помощи являются:

а) наличие у детей категории "ребенок-инвалид";

б) отнесение детей медицинскими организациями по результатам профилактического медицинского осмотра к IV либо V группе здоровья;

в) воспитание детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

г) воспитание детей в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, или в семьях, находящихся в социально опасном положении;

д) наличие у детей особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

е) наличие у родителей (законных представителей) опасений, связанных с особенностями в развитии и поведении детей, имеющих ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, не относящихся к категории детей, указанных в подпунктах "а"-"д" настоящего пункта.

2.3. Дети и их семьи имеют право на:

получение всех мероприятий по оказанию услуг по ранней помощи, указанных в индивидуальной программе ранней помощи (далее - индивидуальная программа);

защиту персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";

получение услуг по ранней помощи в тех естественных жизненных ситуациях, в которые ребенок вовлечен;

получение услуг по ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;

обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг по ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности;

получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, информации о перечне услуг по ранней помощи и перечне организаций, оказывающих услуги по ранней помощи;

участие родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в оценочных процедурах, составлении индивидуальной программы, ее реализации, во внесении в нее изменений, промежуточной (не реже чем один раз в три месяца), итоговой оценке эффективности индивидуальной программы;

получение родителями (законными представителями) ребенка и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком, открытой информации о ходе и результатах проведения оценочных процедур, реализации индивидуальной программы, промежуточной и итоговой оценки эффективности индивидуальной программы.

2.4. Основными задачами при оказании услуг по ранней помощи являются:

улучшение жизнедеятельности детей в естественных жизненных ситуациях;

повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями (законными представителями), другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами;

повышение компетентности родителей (законных представителей) и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;

включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и его семьи.

2.5. Услуги по ранней помощи предоставляются при соблюдении следующих принципов:

бесплатности (услуги по ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей) ребенка);

доступности (услуги по ранней помощи доступны для детей и их семей);

регулярности (услуги по ранней помощи в рамках индивидуальной программы предоставляются детям и их семьям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);

открытости (информация об услугах по ранней помощи открыта для родителей (законных представителей) ребенка);

семейно-центрированности (содействие вовлечению родителей (законных представителей) ребенка и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе участие в оценочных процедурах, в составлении и реализации индивидуальной программы, а также в оценке ее эффективности);

индивидуальности (услуги по ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);

функциональной направленности (услуги по ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в естественных жизненных ситуациях);

естественности (услуги по ранней помощи оказываются преимущественно в естественных жизненных ситуациях);

этичности (услуги по ранней помощи предоставляются детям и их семьям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);

командной работы (услуги по ранней помощи предоставляются командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье);

компетентности (услуги по ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);

научной обоснованности (при оказании услуг по ранней помощи специалисты используют научно обоснованные методы и технологии ранней помощи).

 

III. Участники организации, осуществления и координации ранней помощи и их задачи

 

3.1. Услуги по ранней помощи оказываются организациями, подведомственными Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан, осуществляющими деятельность по одному или нескольким основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, и структурными подразделениями по ранней помощи, создаваемыми в указанных организациях, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению.

Организация, оказывающая услуги по ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан, оказывает услуги по ранней помощи на основе стандартов оказания услуг по ранней помощи детям и их семьям, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 9.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее соответственно - организация, оказывающая услуги по ранней помощи, стандарты оказания услуг по ранней помощи).

3.2. Участниками организации, осуществления и координации ранней помощи в Республике Татарстан (далее - участники организации ранней помощи) являются:

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан;

Министерство здравоохранения Республики Татарстан;

Министерство образования и науки Республики Татарстан;

государственные учреждения здравоохранения Республики Татарстан (далее - медицинские организации);

организации социального обслуживания Республики Татарстан (реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания населения) (далее - организации социального обслуживания);

организации системы образования Республики Татарстан (дошкольные образовательные организации, Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органы опеки и попечительства и др.) (далее - организации системы образования);

организации, оказывающие услуги по ранней помощи, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению.

3.3. Основными задачами Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан в рамках оказания услуг по ранней помощи являются:

совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия;

создание инфраструктуры оказания услуг по ранней помощи;

организация обучения (подготовки) работников медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций системы образования по оказанию услуг по ранней помощи;

обеспечение полноты и доступности информации об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи.

3.4. Основными задачами медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций системы образования в рамках оказания услуг по ранней помощи являются:

обеспечение выявления детей и их семей, нуждающихся в оказании услуг по ранней помощи, по компетенции в рамках межведомственного взаимодействия;

формирование реестра детей и их семей, нуждающихся в оказании услуг по ранней помощи (далее - реестр детей и их семей);

разработка маршрутизации детей и их семей, нуждающихся в оказании услуг по ранней помощи, в рамках межведомственного взаимодействия;

раннее выявление детей и их семей, нуждающихся в оказании услуг по ранней помощи;

межведомственное взаимодействие для оказания услуг по ранней помощи;

информирование населения о возможности получения услуг по ранней помощи.

Медицинские организации обеспечивают проведение комплекса медицинских мероприятий, направленных на ранее выявление факторов риска развития заболевания, патологических состояний, своевременную профилактику, диагностику заболеваний у детей, в том числе врожденных и наследственных, и их лечение, медицинскую реабилитацию.

3.5. Основными задачами организаций, оказывающих услуги по ранней помощи, являются:

проведение оценки (первичная, повторная (контрольная) диагностика) оказанных услуг и эффективности проведенной реабилитации и абилитации получателя услуги в организации, оказывающей услуги по ранней помощи;

повышение качества взаимодействия семьи и ребенка и их интеграции в общество, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания ребенка;

межведомственное взаимодействие при организации оказания услуг по ранней помощи.

3.6. Участниками организации ранней помощи обеспечивается полнота и доступность информации об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи, перечне услуг по оказанию ранней помощи детям и их семьям, порядке их предоставления, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

IV. Межведомственное взаимодействие участников организации ранней помощи

 

4.1. Межведомственное взаимодействие участников организации ранней помощи направлено на решение следующих задач:

выявление детей и семей, нуждающихся в оказании услуг по ранней помощи, и обеспечение ведения их учета посредством информационной подсистемы "Ранняя помощь" в государственной информационной системе "Социальный регистр населения Республики Татарстан" (далее - информационная подсистема);

информирование родителей (законных представителей) об организациях, оказывающих услуги по ранней помощи;

обеспечение преемственности в реализации услуг по ранней помощи при смене организаций, оказывающих услуги по ранней помощи.

4.2. Медицинские организации, организации социального обслуживания, организации системы образования в течение трех рабочих дней со дня выявления ребенка вносят информацию о ребенке и его семье в информационную подсистему с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

4.3. Реестр детей и их семей формируется посредством информационной подсистемы и пополняется участниками организации ранней помощи по мере поступления информации о вновь выявленных детях, нуждающихся в оказании услуг по ранней помощи.

Ответственных должностных лиц, имеющих доступ к информационной подсистеме на основе персональных регистрационных данных (логина и пароля), определяют участники организации ранней помощи, указанные в пункте 3.1 настоящего Положения.

Реестр детей и их семей содержит следующую информацию о детях и их семьях:

персональные данные ребенка и членов его семьи (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и иные персональные данные с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных");

сведения об основаниях принятия решения о нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, а также решение о снятии нуждаемости;

перечень организаций, оказывающих услуги по ранней помощи;

учет реализации мероприятий и услуг по ранней помощи.

Государственное казенное учреждение "Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" осуществляет функции администрирования информационной подсистемы.

К полномочиям организаций, оказывающих услуги по ранней помощи, при использовании информационной подсистемы, относятся:

внесение в информационную подсистему информации о выявленных детях для оказания услуг по ранней помощи;

размещение в информационной подсистеме информации о результатах оказания услуг по ранней помощи;

ежемесячный просмотр информации, размещенной в информационной подсистеме, для совершения действий, направленных на оказание услуг по ранней помощи;

поддержание в актуальном состоянии информации о ребенке и его семье в информационной подсистеме в течение периода оказания услуг по ранней помощи с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";

участие в заседании межведомственных консилиумов.

 

V. Признание нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи

 

5.1. Выявление детей и их семей осуществляется:

медицинскими организациями (детскими поликлиниками на этапе оказания первичной специализированной медицинской помощи) - на основе выявления заболевания, приводящего к нарушениям функций организма ребенка, или выявления задержки развития;

организациями социального обслуживания (реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексными центрами социального обслуживания населения), организациями системы образования (дошкольными образовательными организациями, психолого-медико-педагогическими комиссиями, центрами психолого-педагогической и медико-социальной помощи, органами опеки и попечительства и др.) - на основе выявления проявляющихся нарушений (отставаний) в развитии или риска их возникновения.

5.2. Родители (законные представители) ребенка в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и (или) адаптации вправе обратиться в любую организацию, указанную в пункте 5.1 настоящего Положения.

5.3. Организации, указанные в пункте 5.1 настоящего Положения, выявив ребенка, выдают направление в медицинскую организацию, оказывающую первичную специализированную медицинскую помощь, по месту жительства ребенка.

5.4. Медицинские организации, оказывающие первичную специализированную медицинскую помощь, при поступлении информации о выявлении ребенка либо при обращении родителей (законных представителей) ребенка обеспечивают проведение диагностического обследования.

Информация, полученная по результатам проведенного диагностического обследования, должна содержать:

персональные данные о ребенке (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, возраст);

данные о здоровье ребенка (установленные диагнозы);

предмет беспокойства родителей в развитии или поведении ребенка;

готовность семьи к получению услуг по ранней помощи в соответствии с индивидуальной программой;

согласие на обработку персональных данных с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

В случае выявления нарушений в развитии, здоровье ребенка родителям (законным представителям) ребенка медицинскими организациями выдается направление на углубленную оценку развития ребенка в кабинете ранней помощи (первичный прием), организованном на базе медицинской организации, оказывающей услуги по ранней помощи (далее - кабинет ранней помощи).

5.5. Медицинская организация, оказывающая первичную специализированную медицинскую помощь, в случае отсутствия кабинета ранней помощи родителям (законным представителям) ребенка выдает заключение о необходимости получения реабилитационных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

5.6. Организации социального обслуживания, организации системы образования в случае выявления ребенка:

информируют родителей (законных представителей) ребенка об услугах и имеющихся организациях, оказывающих услуги по ранней помощи;

консультируют специалистов и воспитателей дошкольной образовательной организации при смене организации, оказывающей услуги по ранней помощи, и (или) переходе ребенка в образовательную организацию по вопросам развития ребенка.

5.7. Первичный прием в кабинетах ранней помощи проводится специалистами в срок, не превышающий 14 рабочих дней с даты обращения родителей (законных представителей) ребенка.

Первичный прием в кабинете ранней помощи включает:

обработку первичного обращения родителей (законных представителей) ребенка;

сбор и изучение анамнеза;

сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;

анализ медицинской документации (при наличии);

анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).

При выявлении нуждаемости в ранней помощи специалисты кабинета ранней помощи инициируют заседание межведомственного консилиума с участием организаций, оказывающих услуги по ранней помощи, ребенка и его родителей (законных представителей).

5.8. Межведомственный консилиум проводится не реже двух раз в месяц на базе кабинета ранней помощи. Организацию межведомственного консилиума и взаимодействие с каждым его членом осуществляет ответственный специалист кабинета ранней помощи.

На межведомственном консилиуме осуществляется:

определение нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи;

информирование родителей (законных представителей) ребенка о порядке предоставления услуг по ранней помощи и о правах;

определение организации, оказывающей услуги по ранней помощи, по выбору родителей (законных представителей) ребенка.

Решение межведомственного консилиума оформляется протоколом.

5.9. По итогам проведения межведомственного консилиума на основе письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" информация о нуждаемости или отсутствие нуждаемости ребенка и его семьи в услугах ранней помощи в течение трех рабочих дней вносится в информационную подсистему.

По итогам межведомственного консилиума родителям (законным представителям) ребенка выдается выписка из протокола межведомственного консилиума.

В случае отсутствия согласия родителей (законных представителей) ребенка на получение услуг по ранней помощи предлагается оформить письменный отказ от предоставления услуг по ранней помощи.

5.10. Нуждаемость или отсутствие нуждаемости детей и их семей в оказании услуг по ранней помощи определяются в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи.

5.11. В случае определения организацией, оказывающей услуги по ранней помощи, социального обслуживания в территориальных органах социальной защиты населения производится признание семьи с ребенком нуждающимися в социальном обслуживании и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2014 N 908 "Об утверждении Порядка признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг".

 

VI. Оказание услуг по ранней помощи

 

6.1. Организациями, оказывающими услуги по ранней помощи, при предоставлении услуг по ранней помощи должны быть обеспечены условия доступности предоставления услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 23 июня 2017 года N 41-ЗРТ "Об обеспечении доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых в них услуг в Республике Татарстан".

6.2. Организацией, оказывающей услуги по ранней помощи, при оказании услуг по ранней помощи осуществляется:

заключение договора на оказание услуг по ранней помощи с родителями (законными представителями) ребенка;

назначение ведущего специалиста (куратора);

проведение дифференцированной диагностики и оценочных процедур для формирования индивидуальной программы;

формирование индивидуальной программы;

реализация индивидуальной программы;

промежуточная и (или) итоговая оценка результативности реализации индивидуальной программы;

завершение реализации индивидуальной программы;

содействие переходу ребенка в образовательную организацию.

6.3. Услуги по ранней помощи оказываются на основании договора, заключаемого между организацией, оказывающей услуги по ранней помощи, и родителем (законным представителем) в течение пяти рабочих дней со дня первичного обращения к организации, оказывающей услуги по ранней помощи, при предоставлении документов, определяемых нормативными правовыми актами республиканских органов исполнительной власти, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения.

6.4. Услуги по ранней помощи оказываются в течение всего срока, предусмотренного стандартами оказания услуг по ранней помощи.

6.5. Оценочные процедуры для формирования индивидуальной программы (углубленная оценка) проводятся с согласия родителей (законных представителей) ребенка при взаимодействии с ними, исходя из потребностей ребенка и его семьи, с учетом выявленных ограничений жизнедеятельности в ситуациях, максимально приближенных к естественным.

Оценочные процедуры проводятся ведущим специалистом (куратором) или командой организации, оказывающей услуги по ранней помощи, не позднее 14 рабочих дней со дня заключения договора с родителями (законными представителями) ребенка на оказание услуг по ранней помощи.

6.6. Индивидуальная программа формируется в электронном виде в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) на оказание услуг по ранней помощи путем занесения соответствующих сведений в информационную подсистему и распечатывается на бумажном носителе в двух экземплярах, каждый из которых подписывается ведущим специалистом (куратором) и родителем (законным представителем) ребенка. Один экземпляр выдается на руки родителю (законному представителю) ребенка, а другой экземпляр хранится в организации.

6.7. Индивидуальная программа составляется на срок до шести месяцев.

Форма индивидуальной программы утверждена приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан от 26.12.2023 N 998/3216/под-2346/23 "Об утверждении типовой формы индивидуальной программы ранней помощи".

6.8. Реализация индивидуальной программы осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

родители (законные представители) ребенка должны участвовать во всех мероприятиях со своим ребенком, за исключением тех ситуаций, в которых ребенок адаптирован, а специалист и родитель (законный представитель) ребенка согласовали план проведения занятия, требующего максимальной самостоятельности ребенка;

взаимодействие с ребенком и его семьей должно строиться на основе их собственной активности и участия;

в соответствии с целями индивидуальной программы к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями (прошедшие обучение, курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки по ранней помощи);

услуги по ранней помощи должны предоставляться детям и их семьям в формах, определенных исходя из целей индивидуальной программы, возможностей и готовности ребенка и его семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации, оказывающей услуги по ранней помощи.

6.9. Выбор методик и технологий при реализации индивидуальной программы определяется организацией, оказывающей услуги по ранней помощи, и производится с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

6.10. Определяя направления и содержание развивающей, коррекционной и консультативной работы, специалисты должны основываться в первую очередь на ресурсах ребенка и его семьи, а также на функциональных особенностях ребенка, на его потенциальных возможностях, выявленных при первичной и углубленной оценке развития ребенка, и на факторах окружающей среды.

6.11. Информация о проведении в отношении ребенка и его семьи мероприятий по оказанию услуг по ранней помощи вносится организациями, оказывающими услуги по ранней помощи, в реестр детей и их семей не позднее 10 рабочих дней со дня оказания услуг.

6.12. Промежуточная и итоговая оценка реализации индивидуальной программы организациями, оказывающими услуги по ранней помощи, проводится с использованием тех же методов и методик, что и оценка при составлении индивидуальной программы, и включает в себя оценку удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами.

Промежуточная оценка результативности реализации индивидуальной программы, а также оценка удовлетворенности родителей (законных представителей) ребенка полученными услугами проводятся не реже одного раза в три месяца. По итогам полученных результатов инициируется при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу.

6.13. При итоговой оценке эффективности индивидуальной программы учитываются следующие аспекты ее реализации:

динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка;

характер изменения семейного потенциала и других факторов окружающей среды;

динамика участия ребенка в различных социальных ситуациях;

повышение компетентности родителей (законных представителей) ребенка в развитии и воспитании;

улучшение поддержки семьи ребенка в плане социальных контактов;

расширение доступа родителей (законных представителей) и ребенка к необходимым услугам, программам и мероприятиям.

6.14. По итогам реализации индивидуальной программы на межведомственном консилиуме организацией, оказывающей услуги по ранней помощи, представляется информация об исполнении индивидуальной программы и достигнутых результатах, рассматриваются вопросы о снятии нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи или при необходимости о нуждаемости в продолжении реализации индивидуальной программы, а также информация, необходимая для обеспечения преемственности при смене организации, оказывающей услуги по ранней помощи, и (или) перехода ребенка в образовательную организацию.

6.15. Завершение индивидуальной программы осуществляется в следующих случаях:

ребенок достиг возраста трех лет;

ребенок больше не нуждается в услугах, так как цели развития достигнуты, факторы риска устранены;

родители (законные представители) ребенка принимают решение о прекращении реализации индивидуальной программы;

при возникновении иных объективных причин, создающих препятствия для продолжения реализации индивидуальной программы.

6.16. По результатам реализации индивидуальной программы организацией, оказывающей услуги по ранней помощи, проводится консультирование семьи ребенка, составляются заключение и рекомендации для образовательных организаций по сопровождению семьи ребенка в целях содействия включению детей в образовательную систему, предоставляется необходимая информация родителям (законным представителям) ребенка для принятия решения о выборе образовательной организации, консультирование специалистов образовательной организации, которые будут посещать семьи с детьми в период адаптации детей в образовательной организации.

6.17. Услуги по ранней помощи предоставляются организациями социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями системы образования, являющимися организациями, оказывающими услуги по ранней помощи, в соответствии со стандартами оказания услуг по ранней помощи.

6.18. Организацией, оказывающей услуги по ранней помощи, оказывается сопровождение (информационная и консультационная помощь, и (или) помощь организационного характера, и (или) помощь ситуационного характера) детям и их семьям, нуждающимся в постоянной или частичной посторонней помощи, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, а также осуществляется их учет при возложении учредителем на организацию, оказывающую услуги по ранней помощи, соответствующих функций в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения (социального обслуживания) в соответствии с частью первой статьи 9.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случае ее включения в государственную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

6.19. Родитель (законный представитель) ребенка имеет право досрочно прекратить получение услуг по ранней помощи. Заявление о досрочном прекращении получения услуг по ранней помощи подается родителем (законным представителем) ребенка в письменной или электронной форме в организацию, оказывающую услуги по ранней помощи, не менее чем за семь календарных дней до планируемого дня прекращения получения услуг по ранней помощи. Услуги по ранней помощи прекращаются с даты, указанной в таком заявлении.

6.20. При оказании услуг по ранней помощи используются унифицированные формы документации при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, утверждаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

 

VII. Деятельность республиканских ресурсных центров по организации ранней помощи

 

7.1. Республиканские ресурсные центры ранней помощи (далее - ресурсные центры) организуются на базе следующих организаций, оказывающих услуги по ранней помощи:

государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Апрель" в городском округе "город Казань";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан";

государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток".

7.2. Ресурсные центры осуществляют:

координацию предоставления семье услуг ранней помощи в рамках индивидуальной программы;

мониторинг ведения, заполнения и исполнения индивидуальной программы с помощью информационной подсистемы;

поддержку профессиональной деятельности специалистов, оказывающих услуги по ранней помощи;

взаимодействие со специалистами ранней помощи по вопросам планирования и реализации мероприятий ранней помощи, являющимися участниками организации ранней помощи;

организацию сетевого взаимодействия по вопросам оказания ранней помощи посредством проведения консилиумов с участием специалистов ресурсных центров (далее - консилиумы ресурсных центров).

7.3. Консилиумы ресурсных центров проводятся не реже одного раза в полгода, в ходе которых рассматриваются следующие вопросы:

спорные и сложные случаи, возникающие в работе специалистов организаций, оказывающих услуги по ранней помощи, с целью оказания дополнительной помощи со стороны других субъектов межведомственного взаимодействия;

обмен и распространение положительного опыта по предоставлению услуг по ранней помощи;

организация преемственности в деятельности организаций, оказывающих услуги по ранней помощи.

7.4. Ресурсные центры ежеквартально формируют сводную статистическую и аналитическую отчетность об итогах реализации индивидуальной программы (далее - сводный отчет).

7.5. Ресурсный центр, созданный на базе государственного бюджетного учреждения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Апрель" в городском округе "город Казань", представляет сводный отчет в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

7.6. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", представляет сводный отчет в Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

7.7. Ресурсный центр, созданный на базе государственного автономного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток", представляет сводный отчет в Министерство образования и науки Республики Татарстан.

 

 

Приложение
к
Положению об организации и осуществлении ранней
помощи детям и их семьям в Республике Татарстан

 

Перечень
организаций, оказывающих услуги по ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан

 

Государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 9" г. Казани;

государственное казенное учреждение здравоохранения "Республиканский дом ребенка специализированный";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Камский детский медицинский центр";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 2" г. Набережные Челны;

государственное автономное учреждение здравоохранения "Альметьевская детская городская больница с перинатальным центром";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Елабужская центральная районная больница";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Зеленодольская центральная районная больница";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Детская городская больница с перинатальным центром" г. Нижнекамска;

государственное автономное учреждение здравоохранения "Бугульминская центральная районная больница";

государственное автономное учреждение здравоохранения "Чистопольская центральная районная больница";

государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Апрель" в городском округе "город Казань";

государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Солнышко" в городском округе "город Набережные Челны";

государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Астра" в Елабужском муниципальном районе";

государственное автономное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Доверие" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Зеленодольском муниципальном районе";

автономная некоммерческая организация для людей с повышенными потребностями здоровья "Дарим ангелам радость" г. Чистополя (по согласованию);

благотворительный фонд помощи детям с ограниченными возможностями здоровья "Сила в детях" (по согласованию);

автономная некоммерческая организация социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья "Сила в детях" г. Лениногорска (по согласованию);

благотворительный фонд помощи семьям с детьми с нарушениями и особенностями развития "Звезда" (по согласованию);

государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток";

городской центр психолого-медико-социального сопровождения "Ресурс" г. Казани (по согласованию);

муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-медико-социального сопровождения N 85" г. Набережные Челны (по согласованию);

муниципальное бюджетное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Шанс" Елабужского муниципального района Республики Татарстан (по согласованию);

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 27 "Журавушка" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (по согласованию);

муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования" Нижнекамского муниципального района (по согласованию).

 

 

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении Положения об организации и осуществлении ранней помощи детям и их семьям в Республике Татарстан и о признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан" от 26.06.2025 N 461