Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2025 N 482 "Об утверждении Порядка определения и оценки целевых показателей эффективности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан"
Постановление
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 3 июля 2025 г. N 482
"Об утверждении Порядка определения и оценки целевых показателей
эффективности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике
Татарстан"
В целях повышения результативности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан, формирования единой системы оценки эффективности их работы по обеспечению потребностей работодателей в квалифицированных кадрах и результативности использования трудовых ресурсов в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок определения и оценки целевых показателей эффективности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан (далее - Порядок).
2. Министерству образования и науки Республики Татарстан, государственному научному бюджетному учреждению "Академия наук Республики Татарстан" совместно с государственным бюджетным учреждением "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" и республиканскими органами исполнительной власти, выступающими кураторами научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан, осуществлять мониторинг целевых показателей эффективности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан, по итогам которого сводную информацию о работе научно-образовательных кластеров представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с требованиями Порядка.
3. Признать распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2013 N 1362-р утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан, а также на республиканские органы исполнительной власти, функционально курирующие деятельность соответствующих научно-образовательных кластеров.
Премьер-министр | А.В. Песошин |
Порядок
определения и оценки целевых показателей эффективности деятельности научно-образовательных
кластеров в Республике Татарстан
(утв. постановлением
КМ РТ от 3 июля 2025 г. N 482)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает перечень целевых показателей эффективности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан (далее - кластеры) и порядок оценки их деятельности по обеспечению потребностей работодателей в квалифицированных кадрах, результативности использования трудовых ресурсов в Республике Татарстан.
2. Оценка эффективности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан (далее - оценка эффективности кластеров) проводится в целях формирования аналитической базы для дальнейшего использования в ходе работы по повышению эффективности деятельности научно-образовательных кластеров, формирования единой системы оценки их работы по обеспечению потребностей работодателей в квалифицированных кадрах и результативности использования трудовых ресурсов в Республике Татарстан.
3. Оценка эффективности деятельности кластеров осуществляется на основе принципов оценки эффективности кластеров и в соответствии с прилагаемым к настоящему Порядку перечнем целевых показателей эффективности деятельности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан по обеспечению потребностей работодателей в квалифицированных кадрах, результативности использования трудовых ресурсов в Республике Татарстан (далее - целевые показатели).
II. Принципы оценки эффективности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан
4. Основными принципами оценки эффективности кластеров являются:
а) совершенствование форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей в квалифицированных кадрах и повышением результативности использования трудовых ресурсов;
б) корректировка затраченных ресурсов на проведение обучения с полученными результатами;
в) повышение уровня полученных навыков и умений, прогресс воспитания и обучения специалистов;
г) повышение уровня удовлетворенности участниками образовательного процесса непосредственно самим процессом образования;
д) следование ключевым направлениям стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан.
III. Организация проведения оценки эффективности научно-образовательных кластеров в Республике Татарстан
5. Оценка эффективности кластеров проводится по итогам каждого отчетного полугодия.
6. Республиканские органы исполнительной власти, курирующие работу кластеров, каждое полугодие, не позднее 10 января и 10 июля текущего года, представляют в Министерство образования и науки Республики Татарстан отчеты об оценке эффективности кластеров в соответствии с целевыми показателями.
7. Министерство образования и науки Республики Татарстан осуществляет сбор отчетов, их обобщение и последующее направление для проведения анализа на предмет соответствия принципам, определенным настоящим Порядком, в государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан" и государственное бюджетное учреждение "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" не позднее пяти рабочих дней со дня получения.
8. Государственное научное бюджетное учреждение "Академия наук Республики Татарстан" и государственное бюджетное учреждение "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан" осуществляют рассмотрение отчетов в течение пяти рабочих дней со дня получения, о результатах рассмотрения информируют Министерство образования и науки Республики Татарстан.
9. Министерство образования и науки Республики Татарстан каждое полугодие, не позднее 1 февраля и 1 августа, представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан сводную информацию об оценке эффективности кластеров в соответствии с целевыми показателями.
10. Оценка эффективности кластеров осуществляется с использованием системы целевых показателей, которые являются едиными для всех кластеров и определяются следующим образом:
а) в случаях если показатель является производным от значений других показателей, он рассчитывается как агрегированный показатель (индикатор);
б) агрегированный показатель оценки эффективности кластера представляет собой сумму слагаемых показателей (индикаторов), скорректированных на относительный весовой коэффициент. Агрегированный показатель принимает значение от 0 до 1 и рассчитывается по формуле:
,
где:
АИ - агрегированный показатель оценки эффективности кластера;
n - количество показателей, участвующих в формировании агрегированного индикатора;
I i - отнормированный показатель оценки эффективности кластера;
K i - относительный весовой коэффициент;
в) показатели, как правило, имеют различную размерность, поэтому при расчете агрегированного показателя оценки эффективности кластеров осуществляется переход к сопоставимым безразмерным величинам - отнормированным показателям. Нормирование показателя осуществляется в диапазоне значений показателя (наихудшее и наилучшее), одно из которых соответствует значению 0 отнормированного показателя, другое - 1. Если фактическое значение находится в пределах диапазона, то отнормированный показатель при расчете будет принимать значение от 0 до 1. Если значение фактического показателя ниже наихудшего значения, то значение отнормированного показателя принимается равным 0, если выше наилучшего, то - 1.
Отнормированный показатель I i при прямой зависимости его значения от значения показателя рассчитывается следующим образом:
,
где:
I фактi - фактическое значение i-го показателя оценки эффективности кластера;
M i - наилучшее значение показателя;
X i - наихудшее значение показателя.
Если I факт>M i, то I i=1; если I факт<X i, то I i=0.
Отнормированный показатель I i при обратной зависимости его значения от значения показателя рассчитывается следующим образом:
.
Если I фактi<X i, то I i=1; если I фактi>M i, то I i=0.
Весовые коэффициенты определяют степень значимости показателя, применяемого при расчете агрегированного показателя оценки эффективности кластеров.
Для наиболее значимого показателя (показателей) определяется оценка в 10 баллов, остальным - от 9 до 1. От значения весовых коэффициентов по бальной системе осуществляется переход к относительным весам, которые рассчитываются таким образом, чтобы их сумма при расчете агрегированного индикатора составляла 1.
Относительный весовой коэффициент К i рассчитывается по следующей формуле:
,
где V i - весовой коэффициент показателя оценки эффективности кластера.
11. По итогам рассмотрения представленной сводной информации об оценке эффективности кластеров Кабинет Министров Республики Татарстан в случае необходимости формирует и направляет поручения республиканским органам исполнительной власти, курирующим деятельность соответствующего научно-образовательного кластера, по корректировке стратегии его развития, определению ключевых направлений развития, стратегического планирования, утверждения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов деятельности научно-образовательного кластера.
12. Ответственность за полноту и достоверность сведений о результатах оценки эффективности кластеров несет республиканский орган исполнительной власти, курирующий деятельность соответствующего научно-образовательного кластера.
Приложение
к Порядку
определения и оценки
целевых показателей эффективности
деятельности научно-образовательных
кластеров в Республике Татарстан
Перечень
целевых показателей эффективности деятельности научно-образовательных кластеров
в Республике Татарстан по обеспечению потребностей работодателей в
квалифицированных кадрах и результативности использования трудовых ресурсов в
Республике Татарстан
N п/п | Наименование показателя | Расчет | |
1 | 2 | 3 | |
1. | Доля обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования | Отношение численности обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию, к общей численности обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования | |
2. | Средние баллы по единому государственному экзамену и государственной итоговой аттестации абитуриентов, поступивших в образовательные организации, входящие в состав научно-образовательного кластера | Средние агрегированные баллы единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации абитуриентов, поступивших в образовательные организации, входящие в состав научно-образовательного кластера, на все реализуемые направления подготовки, специальности | |
3. | Удельный вес выпускников, продолживших образовательный процесс без производственного разрыва внутри научно-образовательного кластера (аспирантура, магистратура), в общей численности выпускников образовательных организаций отчетного года | Отношение количества выпускников, продолживших образовательный процесс без производственного разрыва внутри научно-образовательного кластера (аспирантура, магистратура), к общей численности выпускников образовательных организаций отчетного года | |
4. | Доля педагогических и руководящих работников образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, прошедших стажировку на предприятиях, в организациях, в том числе за рубежом, в общем числе педагогических и руководящих работников образовательных организаций | Отношение численности педагогических и руководящих работников образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, прошедших стажировку на предприятиях, в том числе за рубежом, к общей численности педагогических и руководящих работников образовательных организаций | |
5. | Доля мест в образовательных организациях, входящих в состав научно-образовательного кластера, обеспеченных соглашениями о трудоустройстве | Отношение количества мест в образовательных организациях, входящих в состав научно-образовательного кластера, обеспеченных соглашениями о трудоустройстве с работодателем выбранной отрасли, к общему количеству мест в образовательных организациях | |
6. | Доля обучающихся образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, прошедших практику или стажировку на предприятиях, организациях, в общем числе обучающихся в данных организациях | Отношение численности обучающихся образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, прошедших практику или стажировку на предприятиях, организациях, к общему числу обучающихся в данных организациях | |
7. | Доля участников профессиональных конкурсов, поступивших на обучение по образовательным программам, повысивших квалификацию и (или) получивших карьерный рост в течение года после завершения участия в конкурсе, в том числе по предложениям от работодателей | Отношение численности участников профессионального конкурса в году, предшествующем отчетному периоду, повысивших квалификацию и (или) получивших карьерный рост в течение года после завершения участия в конкурсе, к численности участников профессионального конкурса в году, предшествующем отчетному периоду | |
8. | Уровень занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования | Отношение численности трудоустроившихся в течение календарного года, соответствующего году выпуска, выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, к численности выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в году, соответствующем году выпуска | |
9. | Доля инвестиций со стороны работодателя в реализацию образовательных программ, оборудование, деятельность преподавателей, вовлеченных в образовательный процесс подготовки кадров, в общем объеме инвестиций | Отношение объема инвестиций со стороны работодателя в образовательные программы профессионального образования и образовательные программы высшего образования, оборудование, преподавателей, вовлеченных в образовательный процесс подготовки кадров, к общему объему инвестиций |
|
10. | Доля выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования государственных и негосударственных профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся по специальности не позднее завершения первого года после выпуска | Отношение численности выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования государственных и негосударственных профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска, к общей численности выпускников очной формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования государственных и негосударственных профессиональных образовательных организаций |
|
11. | Темпы роста количества программ профессионального образования, разработанных или доработанных и внедренных совместно с ведущими работодателями, по которым проводится обучение профессиональными образовательными организациями | Общее количество основных образовательных программ дополнительного и среднего профессионального образования, разработанных или доработанных и внедренных совместно с ведущими работодателями, по которым проводится обучение профессиональными образовательными организациями, за отчетный период |
|
12. | Доля студентов образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют ведущие работодатели отрасли (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов данных образовательных организаций | Отношение численности студентов образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, к общей численности студентов данных образовательных организаций |
|
13. | Доля обучающихся в образовательных организациях, входящих в состав научно-образовательного кластера, вовлеченных в научно-техническое творчество, от общего числа обучающихся | Отношение количества обучающихся в образовательных организациях, входящих в состав научно-образовательного кластера, вовлеченных в научно-техническое творчество, к общему количеству обучающихся в образовательных организациях |
|
14. | Удельный вес выпускных работ по проблематике научно-образовательного кластера в общем количестве курсовых работ образовательной организации, входящей в состав научно-образовательного кластера | Отношение количества выпускных работ по проблематике научно-образовательного кластера к общему количеству курсовых работ образовательной организации, входящей в состав научно-образовательного кластера |
|
15. | Удельный вес лиц, обучающихся по техническим направлениям подготовки и специальностям, в общей численности обучающихся | Отношение количества студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологии и технических наук, фундаментальной медицины, к общей численности обучающихся |
|
16. | Доля научно-педагогических работников, прошедших дополнительное обучение, повышение квалификации или переподготовку в учебных центрах, на предприятиях, организациях или в рамках образовательных программ предприятий (организаций) и образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, в общей численности научно-педагогических работников | Отношение численности научно-педагогических работников, прошедших дополнительное обучение, повышение квалификации или переподготовку в учебных центрах, на предприятиях, организациях или в рамках образовательных программ предприятий (организаций) и образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, к общей численности научно-педагогических работников |
|
17. | Доля научно-исследовательских работ и (или) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования научно-образовательного кластера по заказу предприятий, организаций, в общем количестве научно-исследовательских работ и (или) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования научно-образовательного кластера | Отношение числа выполняемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования научно-образовательного кластера научно-исследовательских работ и (или) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для предприятий, организаций к общему числу научно-исследовательских работ и (или) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования научно-образовательного кластера |
|