Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Республики Татарстан от 16.07.2025 N 2212 "О вводе в эксплуатацию информационной системы "Учет муниципального жилищного фонда"
Постановление
Исполнительного комитета
муниципального образования города Казани
от 16 июля 2025 г. N 2212
"О вводе в эксплуатацию информационной системы "Учет муниципального
жилищного фонда"
В целях автоматизации процессов учета, анализа, мониторинга и управления муниципальным жилищным фондом города Казани, а также интеграции с системами управляющих организаций и биллинговых центров, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" постановляю:
1. Ввести в промышленную эксплуатацию информационную систему "Учет муниципального жилищного фонда".
2. Утвердить Регламент функционирования информационной системы "Учет муниципального жилищного фонда" согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Определить Управление информационных технологий и связи Исполнительного комитета г. Казани (И.И. Салимзянов) администратором информационной системы "Учет муниципального жилищного фонда".
4. Определить Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани функциональным заказчиком информационной системы "Учет муниципального жилищного фонда".
5. Опубликовать настоящее постановление в сетевом издании "Муниципальные правовые акты и иная официальная информация" (www.docskzn.ru) и разместить его на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Руководителя Исполнительного комитета г. Казани Р.Р. Шафигуллина.
Руководитель | Р.Г. Гафаров |
Регламент
функционирования информационной системы "Учет муниципального жилищного
фонда"
(утв. постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 16 июля
2025 г. N 2212)
1. Общие положения
Настоящий регламент функционирования информационной системы "Учет муниципального жилищного фонда" (далее - ИС) устанавливает правила эксплуатации, регламентирует права и обязанности участников, порядок доступа и защиты информации, а также принципы взаимодействия пользователей ИС.
ИС предназначена для автоматизации процессов учета, анализа, мониторинга и управления муниципальным жилищным фондом города Казани, а также интеграции с системами управляющих организаций и биллинговых центров.
2. Основные понятия и термины
Термин | Определение |
Муниципальное жилье | Жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования |
Договор социального найма | Договор, по которому жилье предоставляется гражданину на условиях социального найма |
Управляющая организация (далее - УО) | Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом |
Биллинговая система | Информационная система, осуществляющая расчет и учет начислений по жилищно-коммунальным услугам |
Реестр жилых помещений | Совокупность сведений об объектах муниципального жилищного фонда |
ФИАС | Федеральная информационная адресная система |
Лицевой счет (далее - ЛС) | Учетная единица в биллинговой системе, связанная с конкретным жилым помещением |
Приватизация | Передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан |
Специалист КЖКХ | Сотрудник Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани (далее - КЖКХ), ответственный за реализацию функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
Тонкий клиент | Специализированное программное обеспечение, которое обеспечивает удалённый доступ к серверу 1С |
3. Цели и задачи информационной системы
ИС создается для достижения следующих целей:
- централизованный учет объектов муниципального жилищного фонда;
- повышение прозрачности управления муниципальным жильем;
- автоматизация взаимодействия с УО и расчетными центрами;
- повышение качества данных и снижение количества ошибок, связанных с человеческим фактором;
- обеспечение формирования отчетности и аналитики на основе достоверных сведений.
Задачи ИС:
- ведение единого реестра жилых помещений;
- поддержка электронного обмена с УО и расчетными центрами;
- отслеживание параметров найма и приватизации;
- выявление несоответствий между разными источниками данных;
- поддержка визуального анализа данных через систему индикаторов.
3.1. Функционал системы
3.1.1. ИС предназначена для централизации и автоматизации процессов учета жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. ИС обеспечивает ведение нормативно-справочной информации, управление данными об организациях и пользователях, а также разграничение прав доступа в зависимости от ролей. Основной функционал системы включает регистрацию, редактирование и загрузку сведений о муниципальных жилых помещениях, включая правоустанавливающие документы, данные о найме, приватизации, задолженностях и другие характеристики, необходимые для полного объектного учета.
3.1.2. ИС интегрируется с внешними биллинговыми расчетными системами, обеспечивая автоматическую загрузку информации о начислениях, приборах учета, показаниях, лицевых счетах и оплатах. Загрузка данных сопровождается механизмами сопоставления с внутренними справочниками, включая адресные данные по ФИАС, а также ведением журнала загрузок с фиксацией ошибок. Сотрудники УО имеют доступ к личному кабинету, через который осуществляют загрузку информации, просматривают историю операций и анализируют данные по обслуживаемому жилому фонду.
3.1.3. Подсистема "Биллинг" автоматически наполняется данными из расчетных центров, исключая возможность ручного вмешательства и обеспечивая корректность расчетной информации. На главной странице ИС размещается аналитическая панель, отражающая ключевые показатели, такие как сопоставление объектов, наличие рассогласований параметров, статус приватизации и корректность начислений по услуге "Наем". Функции анализа позволяют формировать отчеты по различным параметрам: УО, муниципальным районам и временным периодам.
3.1.4. Дополнительно в ИС реализована возможность загрузки и обработки исторических сведений по договорам социального найма и дополнительным соглашениям с автоматическим сопоставлением данных и сохранением истории изменений. Функциональные возможности ИС направлены на повышение прозрачности, достоверности и оперативности учета, а также на обеспечение надежной аналитической поддержки для принятия управленческих решений.
4. Архитектура системы
ИС построена по архитектуре "клиент - сервер", включает следующие компоненты:
- сервер приложений (платформа 1С:Предприятие 8.3);
- сервер баз данных (PostgreSQL);
- подключение возможных пользователей через "Тонкий клиент".
5. Участники системы и их роли
Роль | Функции |
Администратор системы | Поддержка работоспособности ИС, настройка прав, резервное копирование, техподдержка |
Сотрудник УО | Загрузка сведений о жилом фонде, проверка данных, взаимодействие с биллингом |
Специалист КЖКХ | Ведение реестров, формирование отчетов, контроль расхождений, загрузка сведений о жилом фонде, проверка данных, взаимодействие с биллингом, формирование и визуализация индикаторов, проверка корректности начислений, аудит данных, вынесение решений, межведомственное взаимодействие |
Аналитик | Формирование и визуализация индикаторов, проверка корректности начислений |
Комиссия/контрольный орган | Аудит данных, вынесение решений, межведомственное взаимодействие |
6. Порядок работы с системой
ИС предназначена для ежедневной эксплуатации пользователями в рамках их должностных обязанностей.
Режим работы:
- система доступна круглосуточно (24/7), за исключением времени технического обслуживания;
- периоды обслуживания заранее согласовываются с ответственными пользователями и сопровождаются уведомлением не позднее чем за 24 часа.
Доступ:
- доступ к ИС осуществляется по логину и паролю;
- каждый пользователь обязан сменить первоначальный пароль при первом входе;
- настройка прав доступа выполняется в соответствии с ролью пользователя.
Основные действия пользователей:
- загрузка сведений из биллинговых систем в формате Excel/CSV/ZIP;
- ведение реестра жилых помещений и договоров найма;
- анализ сопоставления данных между КЖКХ и УО;
- формирование отчетов и индикаторов.
7. Права и обязанности участников
Администратор системы
Права:
- назначать роли пользователей;
- временно ограничивать доступ при нарушениях;
- запрашивать корректировку загружаемых данных.
Обязанности:
- обеспечивать бесперебойную работу системы;
- контролировать соответствие требованиям безопасности;
- проводить резервное копирование;
- консультировать пользователей и вести учет обращений.
Сотрудник УО
Права:
- загружать информацию по закрепленным объектам;
- запрашивать помощь и консультации;
- вносить предложения по улучшению системы.
Обязанности:
- вносить достоверную информацию;
- сопоставлять данные с адресами ФИАС;
- своевременно обновлять сведения;
- контролировать корректность загружаемых данных.
Специалист КЖКХ
Права:
- загружать информацию по закрепленным объектам;
- запрашивать помощь и консультации;
- вносить предложения по улучшению системы;
- осуществлять контроль качества загружаемых данных;
- формировать отчеты и выгрузки;
- просматривать индикаторы анализа данных;
- формировать и визуализировать индикаторы и метрики;
- проверять корректность начислений;
- проводить аудит данных;
- выносить решения на основе анализа данных;
- организовывать межведомственное взаимодействие;
- запрашивать корректировки и дополнения по данным;
- управлять историей изменений;
- проводить внутренний контроль качества данных.
Обязанности:
- вносить достоверную информацию;
- сопоставлять данные с адресами ФИАС;
- своевременно обновлять сведения;
- контролировать корректность загружаемых данных;
- проверять расхождения и ошибки в данных;
- поддерживать актуальность базы реестров;
- вести историю изменений;
- участвовать в аудите данных;
- анализировать данные для выявления отклонений;
- подготавливать рекомендации по улучшению процессов;
- обеспечивать актуальность аналитических данных;
- оценивать полноту и достоверность данных;
- контролировать выполнение принятых решений;
- координировать действия с другими органами;
- осуществлять полное ведение и контроль данных в системе;
- координировать работу с другими ролями;
- обеспечивать качество, актуальность и полноту данных;
- участвовать в аудите и подготовке отчетности;
- вести документацию и историю действий в системе;
- своевременно реагировать на выявленные несоответствия.
8. Требования к защите информации
8.1. Система обеспечивает обработку персональных данных субъектов в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
- с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
8.2. Обработка персональных данных производится:
- в зашифрованном виде;
- на защищенных серверах в специально выделенном сегменте;
- с соблюдением требований информационной безопасности.
8.3. Доступ к персональным данным предоставляется:
- только уполномоченным пользователям;
- в строгом соответствии с их функциональными обязанностями;
- на основании документально оформленного допуска.
8.4. Защита персональных данных.
8.4.1. Система обеспечивает защиту персональных данных посредством:
- использования сертифицированных средств защиты информации;
- применения криптографических методов защиты;
- постоянного мониторинга безопасности информационной системы.
8.5. Порядок передачи и уничтожения персональных данных.
8.5.1. Передача персональных данных третьим лицам возможна только в случаях, предусмотренных законодательством в области персональных данных.
8.5.2. Персональные данные должны быть уничтожены по истечении срока хранения, достижения целей обработки или по запросу субъекта персональных данных, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
8.6. Парольная политика.
Требования к паролям:
- минимальная длина пароля - восемь символов;
- обязательное использование прописных и строчных букв;
- включение цифр и специальных символов;
- смена пароля каждые 90 дней;
- блокировка учетной записи после пяти неудачных попыток входа.
8.7. Уничтожение персональных данных производится:
- по истечении срока хранения;
- при достижении целей обработки;
- по требованию субъекта персональных данных;
- при выявлении неправомерности обработки данных.
9. Аудит и контроль действий пользователей
Все действия фиксируются в журнале регистрации. Срок хранения логов - не менее одного месяца. Права пользователей пересматриваются не реже одного раза в год. При инцидентах инициируется внутреннее расследование и блокировка доступа до выяснения причин.
10. Резервное копирование и восстановление данных
Резервное копирование осуществляется для защиты данных ИС и обеспечения их восстановления в случае сбоев или потери информации.
Периодичность:
- полное резервное копирование - еженедельно;
- инкрементальное резервное копирование - ежедневно.
Объем.
В резервную копию включаются:
- база данных;
- конфигурации программного обеспечения;
- файлы логов;
- журналы аудита.
Хранение.
Копии хранятся на выделенном сервере в защищенном сегменте сети. Минимальный срок хранения - один месяц. Архивные копии могут храниться на внешних носителях до одного года.
Восстановление.
Восстановление выполняется администратором системы. Время восстановления не должно превышать 24 часов с момента обнаружения инцидента. Операция восстановления сопровождается соответствующим актом или служебной запиской.
11. Техническая поддержка
Каналы связи:
- электронная почта: help@kzn.ru;
- внутренний тикет-сервис Okdesk.
Уровни поддержки:
- 1-й уровень: базовые консультации, восстановление доступа, регистрация инцидентов;
- 2-й уровень: устранение неполадок в логике работы системы;
- 3-й уровень: работа с поставщиками ПО, исправление ошибок конфигурации, доработки.
Время реакции:
Приоритет | Время реакции | Примеры |
Критический | До 4 часов | Недоступность всей системы |
Высокий | До 8 часов | Ошибка при загрузке данных |
Средний | До 20 раб. дней | Запрос на изменение отчетной формы |
Низкий | До 40 раб. дней | Эстетические правки, предложения |
12. Внесение изменений в систему
Любые изменения в ИС вносятся централизованно через регламентированный процесс.
Этапы внесения изменений:
1. Инициирование запроса пользователем, сотрудником КЖКХ или администратором.
2. Согласование ответственными лицами.
3. Разработка на тестовой среде.
4. Тестирование с привлечением пользователей.
5. Внедрение в согласованное время.
6. Фиксация отчета о внедрении в журнале изменений.
13. Проведение регламентных работ
Планирование:
- проводятся не чаще одного раза в месяц;
- включаются в график и согласуются с ответственными пользователями.
Уведомление:
- пользователи уведомляются не менее чем за 48 часов до начала работ;
- в случае аварийных ситуаций уведомление отправляется немедленно.
Выполнение:
- работы проводятся с минимальным влиянием на пользователей;
- после завершения оформляется отчет и/или акты технических мероприятий.
14. Порядок доступа к системе
Регистрация пользователей:
- создание учетных записей осуществляется на основании служебной заявки от организации;
- заявка направляется по адресу электронной почты, указанному для технической поддержки;
- учетная запись активируется в течение одного рабочего дня после одобрения.
Блокировка и удаление учетных записей.
Учетная запись блокируется:
- по окончании полномочий пользователя;
- при нарушении политики безопасности;
- по решению администратора системы.
Удаление записей производится по официальному запросу с предварительным архивированием связанных данных.
15. Обеспечение доступности и мониторинг
Мониторинг системы осуществляется 24/7. Отслеживаются следующие параметры:
- доступность интерфейса;
- производительность серверов;
- загрузка канала;
- состояние очередей загрузки данных.
При выявлении отклонений запускаются автоматические процедуры уведомления администратора.
16. Сопровождение и развитие системы
Сопровождение обеспечивается техническим подрядчиком или ИТ-отделом муниципалитета и включает:
- обновление программного обеспечения;
- резервное копирование;
- техническую поддержку пользователей;
- обучение и инструктаж.
Развитие.
Новые функции разрабатываются на основании:
- изменений законодательства;
- обратной связи пользователей;
- выявленных потребностей в автоматизации.