Правовые акты Республики Татарстан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2025 N 559 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан"

Постановление
 Кабинета Министров
 Республики Татарстан
 от 2 августа 2025 г. N 559
 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан"

 

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Внести в Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.02.2009 N 101, от 09.11.2009 N 776, от 09.04.2010 N 253, от 09.06.2010 N 454, от 17.12.2010 N 1078, от 21.02.2011 N 125, от 25.03.2011 N 220, от 13.04.2011 N 291, от 29.07.2011 N 613, от 13.08.2011 N 674, от 30.07.2012 N 646, от 09.02.2013 N 80, от 14.03.2013 N 163, от 07.10.2013 N 730, от 30.11.2013 N 940, от 05.02.2014 N 64, от 29.03.2014 N 201, от 11.11.2014 N 853, от 02.02.2015 N 49, от 03.06.2015 N 401, от 20.08.2015 N 610, от 02.10.2015 N 733, от 26.02.2016 N 121, от 25.11.2016 N 874, от 09.02.2017 N 74, от 10.07.2017 N 468, от 06.11.2017 N 846, от 30.11.2017 N 930, от 29.03.2018 N 185, от 04.05.2018 N 317, от 27.06.2018 N 523, от 15.12.2018 N 1140, от 16.01.2019 N 9, от 04.04.2019 N 270, от 20.09.2019 N 860, от 26.03.2020 N 220, от 25.05.2020 N 424, от 26.08.2020 N 744, от 14.10.2020 N 924, от 04.05.2021 N 306, от 06.09.2021 N 817, от 05.03.2022 N 196, от 09.07.2022 N 661, от 06.09.2022 N 964, от 16.11.2022 N 1218, от 30.12.2022 N 1483, от 14.04.2023 N 462, от 05.08.2023 N 946, от 06.10.2023 N 1252, от 28.12.2023 N 1712, от 10.05.2024 N 316, от 06.08.2024 N 623, от 04.09.2024 N 724, от 12.04.2025 N 222, от 22.05.2025 N 347, от 02.06.2025 N 392), изменение, заменив в пункте 1.3 слова "Центральная специализированная инспекция аналитического контроля" словами "Центральный отдел обеспечения экологического надзора".

2. Внести в Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2021 N 895 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2021 N 1370, от 09.07.2022 N 661, от 11.11.2022 N 1194, от 04.10.2023 N 1226, от 07.05.2024 N 311, от 16.09.2024 N 793), следующие изменения:

пункт 1.1 после слов "от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" дополнить словами "(далее - Федеральный закон)";

пункт 1.5 после слов "государственный инспектор Республики Татарстан," дополнить словами "начальник Управления государственной инспекции экологического надзора,";

пункт 2.3 изложить в следующей редакции:

"2.3. Периодичность проведения плановых документарных проверок для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, составляет одна плановая документарная проверка в два года либо один обязательный профилактический визит в год.

Периодичность проведения плановых выездных проверок для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, составляет одна плановая выездная проверка в два года либо один обязательный профилактический визит в год.

В отношении объектов контроля, отнесенных к иным категориям риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего и умеренного риска, периодичность обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации.";

в пункте 3.1:

в абзаце пятом слова "При этом профилактические мероприятия" заменить словами "Если иное не установлено Федеральным законом, профилактические мероприятия";

абзац шестой дополнить словами "либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом, принимает меры, предусмотренные статьей 90 Федерального закона";

пункт 3.3 изложить в следующей редакции:

"3.3. Министерство ежегодно осуществляет подготовку доклада о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей, а также подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики. Доклад о правоприменительной практике готовится по итогам прошедшего года, утверждается приказом министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и размещается до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, на официальном сайте Министерства.";

пункт 3.6 изложить в следующей редакции:

"3.6. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, приступающим к осуществлению хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, Министерством предлагается проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

В ходе профилактического визита юридическое лицо, индивидуальный предприниматель информируются об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона.

Обязательный профилактический визит проводится по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 52.1 Федерального закона.";

пункт 4.2 изложить в следующей редакции:

"4.2. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, проводимых по основаниям, определенным статьей 57 Федерального закона.";

пункт 4.3 изложить в следующей редакции:

"4.3. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются в зависимости от оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, определенных статьей 57 Федерального закона.";

абзац первый пункта 4.5 изложить в следующей редакции:

"4.5. Инспекционный визит - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и (или) владельцем (пользователем производственного объекта). Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:";

в пункте 4.6:

в абзаце втором слова "контрольные (надзорные) мероприятия)" заменить словами "контрольные (надзорные) действия";

в абзаце третьем слова "один рабочий день" заменить словами "10 рабочих дней";

в пункте 4.7:

в абзаце четвертом слово "пояснения" заменить словами "письменные объяснения";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Исчисление указанного срока приостанавливается на период с момента направления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов до момента их представления в Министерство, а также период с момента направления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Министерство.";

в пункте 4.8:

абзац первый дополнить предложением следующего содержания:

"Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 6, 8 части 1, частью 3 статьи 57 и частями 12 и 12.1 статьи 66 Федерального закона.";

в пункте 4.9:

в абзаце первом слова "(мониторингом безопасности)" заменить словами "(мониторинг безопасности)";

в абзаце втором слова "или об угрозе причинения вреда (ущерба) охране окружающей среде" заменить словами "или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) окружающей среде", слова "от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исключить;

пункт 4.10 изложить в следующей редакции:

"4.10. Выездное обследование - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны окружающей среды. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля. В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов, отбор проб (образцов). Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.";

дополнить пунктом 4.11 следующего содержания:

"4.11. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся государственными инспекторами Министерства на основании заданий главного государственного инспектора Республики Татарстан, его заместителей, включая задания, содержащиеся в планах работы Министерства.

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, отбор проб (образцов), инструментальное обследование.

Результаты контрольных (надзорных) действий фиксируются в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Форма акта контрольного (надзорного) мероприятия утверждается приказом Министерства.

Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, Министерством принимается решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона.

По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) Министерство оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.

Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, Министерство оценивает исполнение указанного решения путем проведения выездной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра или документарной проверки, подлежащих проведению после согласования с органами прокуратуры в порядке, определенном статьей 66 Федерального закона. В случае если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного настоящим абзацем, Министерством будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, оно вновь выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в установленные сроки Министерство принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

Информация об исполнении решения Министерства в полном объеме вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.";

дополнить пунктом 4.12 следующего содержания:

"4.12. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.";

раздел V изложить в следующей редакции:

 

"V. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;

решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

иных решений, принимаемых Министерством по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.

Жалоба на решение, вынесенное Министерством или его территориальными органами, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданное Министерством или его территориальными органами, может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Жалоба на решение территориального управления Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается начальником (заместителем начальника) территориального управления Министерства либо главным государственным инспектором Республики Татарстан.

Жалоба на действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) территориального управления Министерства рассматривается главным государственным инспектором Республики Татарстан.

Жалоба на решения, действия (бездействие) министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассматривается министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

В случае обжалования решений Министерства, принятых центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Министерства жалоба при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) рассматривается министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 40 Федерального закона. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба рассматривается Министерством в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона.

Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в срок не более 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования. Жалоба на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.

Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3-8 части 1 статьи 42 Федерального закона, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.";

раздел VII изложить в следующей редакции:

 

"VII. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)

 

7.1. Получение информации от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе представления ими отчетности и иной информации, представление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащей сведения об изменении объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водный объект, изменении массы образовавшихся и размещенных отходов более чем на 10 процентов по сравнению со сведениями, содержащимися в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, отчете об осуществлении производственного экологического контроля за предыдущий год.

7.2. Получение информации из автоматической станции контроля за атмосферным воздухом, а также от федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" данных о превышении в зоне влияния двух и более предприятий, определяемых на основании расчетов рассеивания, проведенных при помощи программного комплекса "Эколог-Город", оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, среднемесячных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе более чем на 20 процентов.

7.3. Получение в течение одного года два и более раза от аккредитованных лабораторий данных о результатах исследований состояния водных объектов в составе ежеквартальной отчетности, включающих информацию о фактах превышения содержания загрязняющих веществ в водах в концентрациях от 95 до 100 процентов от нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, по решениям о предоставлении водного объекта в пользование, выданным Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

7.4. Получение в течение одного месяца два и более раза от аккредитованных лабораторий, Центрального отдела обеспечения экологического надзора Министерства, а также от федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан" результатов исследований состояния водных объектов, включающих информацию о фактах превышения содержания загрязняющих веществ в водных объектах в месте сброса сточных вод в концентрациях от 95 до 100 процентов от нормативов, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения.

7.5. Получение в течение одного месяца два и более раза от аккредитованных лабораторий, Центрального отдела обеспечения экологического надзора Министерства сведений об изменении компонентного состава загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от 0,5 предельно допустимой максимальной разовой концентрации с подветренной стороны на границе санитарно-защитной зоны предприятия, у которого имеется один или несколько источников выбросов, при проведении эпизодических измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

7.6. Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в Министерство:

в ходе представления отчетности и иной информации, представление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;

при представлении документов для получения государственных услуг.

7.7. Поступление в Министерство информации о неблагоприятных метеорологических условиях на территории городского и иного поселения от территориального органа или подведомственной организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий) и получение из автоматической станции контроля за атмосферным воздухом и передвижных экологических лабораторий данных о превышении в зоне влияния двух и более предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определяемых на основании расчетов рассеивания, проведенных при помощи программного комплекса "Эколог-Город", при проведении эпизодических измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе среднемесячных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе более чем на 20 процентов.

7.8. Отклонение на 30 и более процентов в сравнении с предыдущим отчетным периодом данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образуемых, размещаемых отходов в отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.".

3. Внести в Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2021 N 940 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2021 N 1368, от 25.10.2022 N 1137, от 04.10.2023 N 1226, от 07.05.2024 N 311, от 02.09.2024 N 714), следующие изменения:

пункт 1.1 после слов "от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" дополнить словами "(далее - Федеральный закон)";

пункт 1.5 после слов "государственный инспектор Республики Татарстан," дополнить словами "начальник Управления государственной инспекции экологического надзора,";

пункт 2.3 изложить в следующей редакции:

"2.3. Периодичность проведения плановых документарных проверок для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, составляет одна плановая документарная проверка в два года либо один обязательный профилактический визит в год.

Периодичность проведения плановых выездных проверок для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, составляет одна плановая выездная проверка в два года либо один обязательный профилактический визит в год.

В отношении объектов контроля, отнесенных к иным категориям риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего и умеренного риска, периодичность обязательных профилактических визитов определяется Правительством Российской Федерации.";

в пункте 3.1:

в абзаце пятом слова "При этом профилактические мероприятия" заменить словами "Если иное не установлено Федеральным законом, профилактические мероприятия";

абзац шестой дополнить словами "либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом, принимает меры, предусмотренные статьей 90 Федерального закона";

пункт 3.4 изложить в следующей редакции:

"3.4. Министерство ежегодно осуществляет подготовку доклада о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей, а также подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики. Доклад о правоприменительной практике готовится по итогам прошедшего года, утверждается приказом министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и размещается до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, на официальном сайте Министерства.";

пункт 3.6 изложить в следующей редакции:

"3.6. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, приступающим к осуществлению деятельности, оказывающей негативное воздействие на недра местного значения на территории Республики Татарстан, Министерством предлагается проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

В ходе профилактического визита юридическое лицо, индивидуальный предприниматель информируются об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а инспектор осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона.

Обязательный профилактический визит проводится по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 52.1 Федерального закона.";

пункт 4.2 изложить в следующей редакции:

"4.2. Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, проводимых по основаниям, определенным статьей 57 Федерального закона.";

пункт 4.3 изложить в следующей редакции:

"4.3. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяются в зависимости от оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, определенных статьей 57 Федерального закона.";

абзац первый пункта 4.5 изложить в следующей редакции:

"4.5. Инспекционный визит - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и (или) владельцем (пользователем производственного объекта). Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:";

в пункте 4.6:

в абзаце втором слова "контрольные (надзорные) мероприятия)" заменить словами "контрольные (надзорные) действия";

в абзаце третьем слова "один рабочий день" заменить словами "10 рабочих дней";

в пункте 4.7:

в абзаце четвертом слово "пояснения" заменить словами "письменные объяснения";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Исчисление указанного срока приостанавливается на период с момента направления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю требования о представлении необходимых для рассмотрения в ходе документарной проверки документов до момента их представления в Министерство, а также период с момента направления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Министерство.";

в пункте 4.8:

абзац первый дополнить предложением следующего содержания:

"Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 6, 8 части 1, частью 3 статьи 57 и частями 12 и 12.1 статьи 66 Федерального закона.";

в пункте 4.9:

в абзаце первом слова "(мониторингом безопасности)" заменить словами "(мониторинг безопасности)";

в абзаце втором слова "или об угрозе причинения вреда (ущерба) участкам недр на территории Республики Татарстан" заменить словами "или непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) участкам недр на территории Республики Татарстан", слова "от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" исключить;

пункт 4.10 изложить в следующей редакции:

"4.10. Выездное обследование - контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области использования и охраны недр. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля. В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов, отбор проб (образцов). Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.";

дополнить пунктом 4.11 следующего содержания:

"4.11. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся государственными инспекторами Министерства на основании заданий главного государственного инспектора Республики Татарстан, его заместителей, включая задания, содержащиеся в планах работы Министерства.

В ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, отбор проб (образцов), инструментальное обследование.

Результаты контрольных (надзорных) действий фиксируются в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Форма акта контрольного (надзорного) мероприятия утверждается приказом Министерства.

Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, Министерством принимается решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона.

По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) Министерство оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.

Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, Министерство оценивает исполнение указанного решения путем проведения выездной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра или документарной проверки, подлежащих проведению после согласования с органами прокуратуры в порядке, определенном статьей 66 Федерального закона. В случае если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного настоящим абзацем, Министерством будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, оно вновь выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в установленные сроки Министерство принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.

Информация об исполнении решения Министерства в полном объеме вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.";

дополнить пунктом 4.12 следующего содержания:

"4.12. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.

Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.";

раздел V изложить в следующей редакции:

 

"V. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:

решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;

решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;

решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

иных решений, принимаемых Министерством по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.

Жалоба на решение, вынесенное Министерством или его территориальными органами, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданное Министерством или его территориальными органами, может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Жалоба на решение территориального управления Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается начальником (заместителем начальника) территориального управления Министерства либо главным государственным инспектором Республики Татарстан.

Жалоба на действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) территориального управления Министерства рассматривается главным государственным инспектором Республики Татарстан.

Жалоба на решения, действия (бездействие) главного государственного инспектора Республики Татарстан рассматривается министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

В случае обжалования решений Министерства, принятых центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата Министерства жалоба при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) рассматривается министром экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 40 Федерального закона. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба рассматривается Министерством в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона.

Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в срок не более 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования. Жалоба на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.

Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3-8 части 1 статьи 42 Федерального закона, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.";

раздел VII изложить в следующей редакции:

 

"VII. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора)

 

7.1. Наличие признаков ведения на земельном участке земляных и горных работ, связанных с добычей полезных ископаемых в границах участка недр, предоставленного в пользование контролируемому лицу для осуществления геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на пользование недрами, выявленных на основании информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и структурных подразделений Министерства, за последние шесть месяцев в отсутствие данных в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования" о наличии согласованного технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого и заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, подтверждающих постановку запасов полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

7.2. Отсутствие на территории в границах участка недр объектов капитального строительства, оборудования, горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, необходимых для ведения работ в соответствии с согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992. года N 2395-I "О недрах", проектной документацией, по истечении 30 календарных дней после наступления сроков начала работ, предусмотренных лицензией на пользование недрами и указанной проектной документацией, выявленное на основании информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и структурных подразделений Министерства, за предшествующие шесть месяцев.

7.3. Установление Министерством отсутствия работ по ликвидации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами.

7.4. Установление Министерством отсутствия работ по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами на месторождениях твердых полезных ископаемых, подлежащих ликвидации, за 90 календарных дней до даты окончания срока действия лицензии на пользование недрами.

7.5. Непоступление от пользователя недр в Министерство заявления о согласовании планов и схем развития горных работ вне графика в соответствии с абзацем третьим пункта 13 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1466 "Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых", по истечении 90 календарных дней с даты получения лицензии на пользование недрами.

7.6. Увеличение за календарный год объема добычи полезных ископаемых на величину, отличающуюся более чем на 30 процентов от установленной в плане развития горных работ, при условии наличия действующей лицензии на пользование недрами, изменения в которую не вносились, и отсутствия ранее поданного заявления о внесении изменений (дополнений) в план развития горных работ.".

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

А.В. Песошин

 

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" от 02.08.2025 N 559