Правовые акты Республики Татарстан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2025 N 658 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан"

Постановление
 Кабинета Министров
 Республики Татарстан
 от 3 сентября 2025 г. N 658
 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан"

 

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2023 N 1219, от 19.02.2024 N 89, от 10.04.2024 N 244, от 31.07.2024 N 610) следующие изменения:

преамбулу изложить в следующей редакции:

"Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.05.2023 N 655 "О системе управления государственными программами Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:";

государственную программу Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

А.В. Песошин

 

 

Государственная программа
Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан"
(утв. постановлением КМ РТ от 23 декабря 2013 г. N 1023 (в редакции постановления КМ РТ от 3 сентября 2025 г. N 658))

 

Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан"

 

I. Оценка текущего состояния в сфере социальной защиты населения

 

Программа учитывает результаты реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014-2025 годы.

Глобальным документом, охватившим всесторонне характеристики, проблемы и направления развития республики, является Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой Татарстан к 2030 году должен стать лидером по качеству развития человеческого капитала.

В Республике Татарстан проживают 4019,6 тыс. человек.

В Республике Татарстан развита система мер социальной поддержки. По линии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан это 62 меры, в том числе 4 федеральные и 58 региональных мер. Максимальное число получателей мер социальной поддержки в 2024 году - 1,103 млн. человек, из них число получателей региональных социальных выплат - 816 тыс. человек. При этом 90,3 процента граждан от общего числа получателей мер социальной поддержки оформляют их в электронном виде.

Татарстан - один из первых регионов Российской Федерации, где перешли к внедрению адресности в сфере социальной поддержки, исходя из оценки нуждаемости в ней семей, при которой учитывается доход семей, их имущественная обеспеченность, финансовые накопления и трудовой потенциал.

Предпринятые меры по социальной поддержке населения позволяют Республике Татарстан относиться к регионам с низким уровнем бедности. Уровень бедности за 2024 год в Республике Татарстан - 3,8 процента (152,1 тыс. человек) при общероссийском уровне 8,2 процента, республика занимает 2 место (1 место - Ямало-Ненецкий АО (3,5 процента), 2 место - Санкт-Петербург (3,5 процента).

Одним из инструментов снижения бедности является социальный контракт - договор между органом социальной защиты и гражданином о взаимных обязательствах, позволяющих объединить усилия гражданина с ресурсами государства. Основная задача социального контракта - повышение собственных доходов граждан за счет трудоустройства.

Если в 2015 году социальные контракты были заключены с 1 457 гражданами, то в 2024 году - с 12 082 гражданами, что больше в 8 раз. По итогам проведенной работы в 2024 году заключено 5,9 тыс. социальных контрактов (12,1 тыс. человек из числа малообеспеченных семей охвачены государственной социальной помощью на основании социального контракта), 90 процентов заключенных социальных контрактов направлены на обеспечение трудовой занятости граждан.

Эффективность социальных контрактов в республике имеет высокий показатель. Доля граждан, доход которых в результате реализации социальных контрактов превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Татарстан, составила 63,0 процента.

В Республике Татарстан отмечается тенденция снижения уровня рождаемости. В январе - марте 2025 года численность родившихся в Республике Татарстан составила 8 240 человек, снизившись на 0,5 процента в сравнении с январем - мартом 2024 года (8 284 человека).

За январь - декабрь 2024 года общий коэффициент рождаемости по республике составил 8,8 родившихся на 1 000 человек населения, что выше показателя по ПФО - 7,7 родившихся на 1 000 человек населения и по Российской Федерации - 8,4 родившихся на 1 000 человек населения.

В республике оказываются беспрецедентные меры социальной поддержки не только многодетным семьям, но и семьям, имеющим детей-инвалидов, семьям, находящимся в социально опасном положении, одиноким гражданам.

В целях повышения рождаемости в Республике Татарстан с 2018 года введены дополнительные единовременные денежные выплаты из бюджета Республики Татарстан женщинам, проживающим в сельской местности, при рождении первого ребенка женщинам до 25 лет - 50,0 тыс. рублей, третьего и каждого последующего ребенка женщинам до 29 лет - 100,0 тыс. рублей.

С 2020 года в целях поддержки малообеспеченных семей с детьми введены дополнительные денежные выплаты из бюджета Республики Татарстан, в том числе:

100-процентная компенсация оплаты за детский сад многодетным семьям с доходами ниже прожиточного минимума на душу населения (2025 г. - 15 073 рубля);

электронный сертификат на лекарственные средства в размере 10,0 тыс. рублей в год детям в возрасте до 3 лет из семей с доходами ниже прожиточного минимума на душу населения (2025 г. - 15073 рубля);

комплекты детских принадлежностей для семей с новорожденными с доходами ниже прожиточного минимума на душу населения (2025 г. - 15073 рубля).

В республике оказываются беспрецедентные меры социальной поддержки многодетных семей. Многодетным семьям дополнительно за счет средств бюджета Республики Татарстан предоставляются единовременная денежная выплата, субсидия за жилищно-коммунальные услуги, компенсация за проезд в общественном транспорте, 100-процентная компенсация оплаты за детский сад, электронный сертификат на лекарственные средства в размере 10,0 тыс. рублей в год, единовременная выплата женщинам, проживающим в сельской местности, при рождении третьего ребенка в возрасте до 29 лет и субсидия на установку газового оборудования, которая особенно востребована у многодетных семей.

В 2000 году учреждена медаль "Ана даны - Материнская слава", которой награждаются матери, родившие и достойно воспитывающие пять и более детей, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 100,0 тыс. рублей. При наличии шести и более детей единовременное денежное вознаграждение увеличивается на 20,0 тыс. рублей на каждого ребенка. С 2000 года награждены 1,6 тыс. женщин.

В 2022 году в республике учреждена новая государственная награда - медаль "Родительская доблесть" для семей, которые воспитывают или воспитали семерых и более детей при наличии не менее одного несовершеннолетнего ребенка. Одному из родителей (усыновителей), награжденному медалью Республики Татарстан "Родительская доблесть", выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 200,0 тыс. рублей. Указанной медалью с 2022 года награждены 16 семей.

В Республике Татарстан продолжается работа по дальнейшему совершенствованию системы социального обслуживания населения, в том числе путем ее модернизации.

Современное состояние системы социального обслуживания Республики Татарстан характеризуется позитивными изменениями в области управления качеством предоставления государственных услуг.

В настоящее время в системе социального обслуживания населения Республики Татарстан функционируют 112 государственных организаций социального обслуживания. Кроме того, в отрасли функционируют государственное казенное учреждение "Республиканский ресурсный центр" и государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)".

Уровень обеспеченности населения социальными услугами составляет 100 процентов.

В рамках программы капитального ремонта с 2018 по 2024 год было обновлено 91 учреждение социального обслуживания с финансированием в размере 921,1 млн. рублей.

С 2015 года в Реестр поставщиков социальных услуг включена 31 негосударственная организация, за 9 лет их количество увеличилось в 10,3 раза, ежегодно более 11 тыс. человек получают услуги негосударственного сектора.

Первостепенная задача охраны детства - сохранение кровной семьи для ребенка, его реабилитация, восстановление семьи в случае, если она оказалась не в состоянии создать условия для воспитания ребенка.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, являются одним из субъектов профилактики безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних.

В настоящее время на межведомственном патронате находящихся в социально опасном положении состоит 3142 несовершеннолетних из 1756 семей. Ежегодно порядка 85 процентов семей снимаются с такого учета.

Ежегодно услуги реабилитационных учреждений республики получают 18000 инвалидов, в том числе 11000 детей-инвалидов.

Благодаря поддержке Раиса Республики Татарстан Р.Н. Минниханова на базе государственного бюджетного учреждения "Республиканский центр социальной реабилитации инвалидов "Идель" в 2020 году открыто отделение учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания. За 2024 год курс реабилитации прошли 86 человек.

С 2022 года начал реализовываться пилотный проект "Предоставление социальных услуг по сопровождаемому проживанию инвалидам с психическими расстройствами", которым предусмотрено предоставление социальных услуг по сопровождаемому проживанию инвалидам с психическими расстройствами на базе арендованных квартир.

С 2011 года (за 10 лет) по программе "Доступная среда" было направлено 2,7 млрд. рублей (в том числе 1,3 млрд. рублей - из бюджета Российской Федерации), адаптирован 921 объект.

В Республике Татарстан в 2019-2022 годах было направлено 163,1 млн. рублей (бюджет Российской Федерации - 95,3 млн. рублей, бюджет Республики Татарстан - 67,8 млн. рублей) на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В 2019 году на 64,6 млн. рублей (бюджет Российской Федерации) были приобретены 43 автомобиля для доставки на диспансеризацию граждан в возрасте 65 лет и старше, проживающих в сельской местности. С 2019 по 2024 год доставлены 327,2 тыс. человек указанной категории, экстренно госпитализированы по результатам осмотра 352 человека.

В 2019-2020 годах был построен новый корпус Ново-Чурилинского психоневрологического интерната, что позволило выполнить норматив обеспечения жилой площадью в размере 6 кв. метров на одного получателя социальных услуг (объем финансирования составил 86,3 млн. рублей, в том числе из бюджета Российской Федерации - 23,1 млн. рублей, из бюджета Республики Татарстан - 63,2 млн. рублей).

Реализуются мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

За 2024 год:

обеспечены услугами по долговременному уходу в рамках бесплатного социального пакета 5,9 тыс. пожилых и инвалидов;

обеспечены услугами "Помощник по уходу" 854 пожилых гражданина (инвалида);

охват дневной занятостью в отделениях (группах) дневного пребывания составил 1,1 тыс. пожилых и инвалидов с когнитивными и ментальными нарушениями;

обучены 2,9 тыс. родственников пожилых граждан и инвалидов основам семейного ухода;

доставлены 59,9 тыс. граждан в возрасте старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, в том числе на диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры 45,9 тыс. человек;

создана 31 приемная семья в рамках проекта "Приемная семья для пожилого человека".

 

II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан

 

Государственная политика в сфере социальной защиты населения направлена на:

совершенствование предоставления мер социальной поддержки путем внедрения принципов адресности и нуждаемости;

создание эффективной системы поддержки семей с детьми;

повышение эффективности и качества социального обслуживания населения;

повышение качества и доступности социальных услуг через внедрение информационных и инновационных технологий и развитие негосударственного сектора;

создание доступной социальной инфраструктуры в целях повышения качества жизни жителей Республики Татарстан.

Цель государственной программы Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) - повышение уровня социального обеспечения граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения и повышение доступности социального обслуживания населения.

Стратегические направления развития Республики Татарстан обозначены в Законе Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).

 

III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, национальными целями и целями Стратегии-2030, показателями государственных программ Российской Федерации

 

Система целеполагания и задачи государственной программы Республики Татарстан сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, а также Стратегии-2030.

Реализация государственной программы Республики Татарстан непосредственно направлена на:

достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" и достижение показателей "повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году, в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей" и "снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году";

реализацию стратегической цели Стратегии-2030 "Человеческий капитал" (СЦ-1): накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика Татарстан лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни и достижение показателей:

среднегодовая численность населения;

ожидаемая продолжительность жизни;

доля получателей мер государственной социальной помощи на основе социального контракта;

достижение показателей Государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" и Государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации "Доступная среда", установленных для Республики Татарстан, в том числе:

доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;

доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;

доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

доля студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости;

темп роста или снижения численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года).

 

IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере социальной защиты населения Республики Татарстан и сфере государственного управления

 

Цель государственной программы Республики Татарстан - повышение уровня социального обеспечения граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения и повышение доступности социального обслуживания населения.

В рамках указанной цели решаются задачи по:

выполнению обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;

исполнению обязательств государства по социальной поддержке семей с детьми;

обеспечению финансовой поддержки семей при рождении детей;

выполнению обязательств государства по социальной поддержке граждан пожилого возраста и инвалидов;

обеспечению системой долговременного ухода лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании;

повышению качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;

модернизации сферы социального обслуживания и развитию сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг;

обеспечению деятельности аппарата Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и его территориальных органов;

созданию комфортных и безопасных условий жизнедеятельности граждан в учреждениях социального обслуживания;

повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами;

обеспечению рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий в организациях социального обслуживания населения.

В рамках государственной программы Республики Татарстан реализуются мероприятия национального проекта "Семья", в том числе региональная составляющая федеральных проектов "Поддержка семьи", "Многодетная семья" и "Старшее поколение". Также предусмотрена реализация мероприятий регионального проекта "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры Республики Татарстан", не входящего в состав национального проекта "Семья". Кроме того, в рамках государственной программы Республики Татарстан реализуются 6 комплексов процессных мероприятий, в том числе включающие:

предоставление мер государственной поддержки семьям с детьми;

предоставление мер государственной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидов;

предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

повышение эффективности и качества социального обслуживания населения;

реализация мероприятий в сфере реабилитации и абилитации инвалидов;

повышение энергетической эффективности и оптимизация потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях социального обслуживания населения.

Реализация мероприятий государственной программы Республики Татарстан оказывает непосредственное влияние на достижение целевого показателя "повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году, в том числе ежегодный рост суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей" и "снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи".

 


Перечень
нормативных правовых актов Республики Татарстан, утверждающих правила предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан юридическим лицам в рамках реализации государственной программы Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан"

 

N

п/п

Тип документа

Вид документа

Наименование документа

Реквизиты

Разработчик

Гиперссылка на текст документа

1

2

3

4

5

6

7

Государственная программа Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан"

1.

Порядок выплаты компенсации

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

Об утверждении Порядка выплаты компенсации из бюджета Республики Татарстан поставщикам социальных услуг в Республике Татарстан

от 29.12.2016 N 1046

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=106632

2.

Порядок предоставления субсидии

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Татарстан субсидии на возмещение недополученных доходов сельскохозяйственным товаропроизводителям, поставляющим молоко для производства детского питания

от 30.11.2017 N 929

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан

https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=1143261&ysclid=ljdyq3pmay145003810

3.

Порядок предоставления субсидии

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

О реализации на территории Республики Татарстан акции "Подарок новорожденному"

от 04.12.2019 N 1099

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=492018

4.

Порядок предоставления субсидии

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

О мерах по реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2025-2027 годах

от 13.02.2021 N 77

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=729253

5.

Правила финансового обеспечения

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

О реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в Республике Татарстан

от 31.03.2021 N 198

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=1157801

6.

Порядок предоставления субсидий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан

Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан на финансовое обеспечение (возмещение) затрат общественных организаций ветеранов, инвалидов и пенсионеров, осуществляющих социально значимую деятельность на территории Республики Татарстан

от 29.09.2021 N 923

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=840482

 

 

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Социальная поддержка граждан в Республике Татарстан" от 03.09.2025 N 658