Правовые акты Республики Татарстан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2025 N 673 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ"

Постановление
 Кабинета Министров
 Республики Татарстан
 от 8 сентября 2025 г. N 673
 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ"

 

В целях повышения качества предоставления государственных услуг, обеспечения их доступности для всех слоев населения и стандартизации требований к организациям, оказывающим государственные услуги, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Стандарт качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ".

2. Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству спорта Республики Татарстан, Министерству культуры Республики Татарстан довести Стандарт качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ", утвержденный настоящим постановлением, до подведомственных государственных образовательных организаций, оказывающих государственную услугу "Реализация дополнительных общеобразовательных программ", и обеспечить выполнение его требований.

3. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан использовать Стандарт качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ", утвержденный настоящим постановлением, для оценки качества соответствующих муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями.

4. Признать утратившими силу следующие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:

от 19.07.2010 N 573 "О Стандартах качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в организациях дополнительного образования регионального значения";

от 12.10.2011 N 846 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан";

от 29.11.2014 N 931 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2010 N 573 "О Стандартах качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

А.В. Песошин

 

 

Стандарт
качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ"
(утв.
постановлением КМ РТ от 8 сентября 2025 г. N 673)

 

I. Категории (в том числе льготные) получателей государственной услуги

 

1. Получателями государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ" (далее - государственная услуга) в системе дополнительного образования являются дети в возрасте от пяти до 18 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья к зачислению в образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации).

 

II. Правовое основание оказания государственной услуги

 

2. Государственная услуга предоставляется в соответствии со следующими законодательными, нормативными правовыми актами:

Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (заключена в г. Париже 14.12.1960, принята 14.12.1960, СССР ратифицировал данный документ 02.07.1962, Указ Президиума ВС СССР N 254-VI);

Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ);

Федеральный закон от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";

постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности";

постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 1678 "Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 975 "Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств";

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 998 "Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств";

приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды";

приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ";

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

приказ Министерства спорта Российской Федерации от 3 августа 2022 г. N 634 "Об особенностях организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки";

приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17 марта 2025 г. N 468 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств";

приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 августа 2023 г. N 1493 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации";

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств;

федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

Конституция Республики Татарстан;

Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ "Об образовании";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.06.2009 N 446 "О Порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам качества государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Республики Татарстан" (далее - постановление N 446);

приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 28.08.2018 N под-1247/18 "О введении персонифицированного учета детей в образовательных организациях дополнительного образования";

приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 19.05.2021 N под-732/21 "О внедрении Навигатора дополнительного образования Республики Татарстан";

устав образовательной организации;

локальные акты образовательной организации, регламентирующие образовательную деятельность;

настоящий Стандарт.

3. Оказание государственной услуги не регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

 

III. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги

 

4. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги:

 

N

п/п

Наименование документа

Наименование организации, осуществляющей выдачу документов

Срок действия документа со дня его выдачи

1.

Документ, удостоверяющий личность гражданина:

паспорт;

территориальные органы Федеральной миграционной службы и их структурные подразделения;

с 14 лет и старше;

свидетельство о рождении

органы записи актов гражданского состояния по месту жительства

до 14 лет

2.

Заявление родителя(-ей), опекуна или попечителя;

личное заявление (для детей с 14 лет)

-

-

3.

Заключение медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения о состоянии здоровья ребенка (для занятий в спортивных, спортивно-технических, туристских, хореографических объединениях)

медицинская организация по месту прикрепления полиса обязательного медицинского страхования

3 месяца

 

IV. Требования к порядку и условиям оказания государственной услуги

 

5. Государственная услуга предоставляется в целях:

обеспечения духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

формирования и развития творческих способностей обучающихся; удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также организации свободного времени обучающихся;

адаптации обучающихся к жизни в обществе;

профессиональной ориентации обучающихся;

выявления, развития и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности;

удовлетворения иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

6. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

7. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

8. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией.

9. Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта направлены на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы), совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд:

а) для обучения по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа";

б) содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки;

в) порядок разработки и утверждения примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по виду или видам спорта разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии);

г) особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

д) для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в учебно-тренировочных сборах, проводимых образовательными организациями и (или) физкультурно-спортивными организациями.

10. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств:

а) для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств). Детские школы искусств вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств;

б) дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются также в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования;

в) перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными требованиями;

г) федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

д) освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

11. Образовательные организации могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

12. Образовательные организации могут организовать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организацией.

13. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной.

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются образовательной организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

14. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

15. При реализации дополнительных общеобразовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.

16. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

17. Образовательные организации обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся образовательной организацией по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

18. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

19. Продолжительность занятий в образовательной организации без перерыва должна составлять не более 45 минут, а для детей дошкольного возраста - не более 30 минут. Рекомендуется проведение перерывов между занятиями длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

20. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

21. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Образовательные организации определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.

 

V. Требования к материально-техническому обеспечению государственной услуги

 

23. В здании образовательной организации должны быть предусмотрены помещения, отвечающие требованиям законодательства, для реализации соответствующих дополнительных общеобразовательных программ (учебные помещения, классные комнаты, гардеробная, специализированные помещения (спортивный и актовый залы, библиотека, студии и иные специализированные помещения) и т.д. в зависимости от предметной направленности образовательной деятельности).

24. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

25. Образовательная организация должна быть оснащена оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество государственной услуги.

 

VI. Требования к безопасности оказания государственной услуги

 

26. Образовательная организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица в установленном законодательством порядке и иметь лицензию по всем реализуемым им дополнительным общеобразовательным программам.

27. Помещения образовательной организации должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, утвержденным федеральным законодательством.

28. Специальное оборудование, приборы и аппаратура должны использоваться строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержаться в технически исправном состоянии. Не допускается использование неисправного специального оборудования, приборов и аппаратуры, они должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.

29. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

 

VII. Требования, обеспечивающие доступность государственной услуги для получателей

 

30. Гарантируется предоставление государственной услуги детям в возрасте от пяти до 18 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющим противопоказаний по состоянию здоровья к зачислению в образовательную организацию.

31. Место за получателем государственной услуги в образовательной организации сохраняется в следующих случаях:

на период болезни обучающегося или родителей (законных представителей);

санаторно-курортного лечения обучающегося;

в иных случаях отсутствия обучающегося по уважительным причинам, подтвержденным документально.

32. Начало занятий в образовательной организации должно быть не ранее 8.00 часов (для всех возрастных групп), а их окончание - не позднее 19.30 часов (для обучающихся до семи лет), не позднее 20.00 часов (для обучающихся в возрасте от семи до 10 лет), не позднее 21.00 часов (для обучающихся в возрасте 10-18 лет).

33. Образовательные организации организуют образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по дополнительным общеобразовательным программам, при необходимости адаптированным с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

34. Основанием для адаптации дополнительной общеобразовательной программы является:

заявление родителя (законного представителя) обучающегося либо личное заявление обучающегося (с 14 лет) о необходимости адаптации программы в связи с особенностями состояния здоровья обучающегося с приложением подтверждающих документов;

заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);

индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (для детей-инвалидов).

35. Образовательный процесс организуется с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

36. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и быть направлена на решение следующих задач:

оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);

предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;

обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:

с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;

воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности;

формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.

37. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

38. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

39. Правила доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

40. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным дополнительным образовательным программам, обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися:

а) специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

размещение в доступных для обучающихся, являющимися слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильных информационных табличек, выполненных укрупненным шрифтом с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий;

доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);

контрастная маркировка проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, край ванны бассейна по всему периметру должны выделять полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки;

применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий;

использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации);

применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

б) специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров);

обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи;

использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий;

в) специальные условия для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 метра; наличие специальных кресел и других приспособлений);

безбарьерная архитектурно-планировочная среда;

обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации);

включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

г) специальные условия для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:

адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио-/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);

использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее;

преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;

стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);

обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию);

нормативные речевые образцы, грамотная речь педагога (тренера, инструктора);

расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;

д) специальные условия для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - использование визуальных расписаний;

е) специальные условия для обучающихся с задержкой психического развития:

использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);

обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;

использование специальных приемов и методов обучения;

дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся;

соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и других), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровитепьных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);

ж) специальные условия для обучающихся с нарушением интеллекта:

специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки;

для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение;

учет особенностей обучающихся с нарушением интеллекта (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках);

сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.

41. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

42. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.

43. Показателями доступности предоставления государственной услуги являются:

расположенность помещения, в котором предоставляется государственная услуга в зоне доступности общественного транспорта;

наличие необходимого количества специалистов, а также помещений, в которых предоставляется государственная услуга;

наличие исчерпывающей информации о способах, порядке и сроках предоставления государственной услуги на информационных стендах, официальном сайте образовательной организации;

оказание помощи инвалидам сотрудниками образовательной организации в преодолении иных барьеров, не связанных с обеспечением доступности помещений для инвалидов, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

 

VIII. Требования к уровню кадрового обеспечения оказания государственной услуги

 

44. Образовательная организация должна быть укомплектована квалифицированными специалистами в соответствии со штатным расписанием и количеством укомплектованных обучающимися групп. Порядок комплектования персонала образовательной организации регламентируется ее уставом.

45. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых образовательной организацией) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Образовательная организация вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательными организациями.

46. К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;

признанные иностранными агентами.

47. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников проводится не реже одного раза за три года работы в данной должности путем обучения по программам переподготовки и повышения квалификации и (или) стажировки в организациях дополнительного профессионального образования, в образовательных организациях высшего образования и иных организациях, имеющих соответствующую лицензию.

 

IX. Требования к информационному обеспечению получателей государственной услуги при обращении за ее получением и в ходе оказания государственной услуги

 

48. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

49. Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность:

а) информации:

о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

о структуре и об органах управления образовательной организацией;

о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджета Республики Татарстан и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами;

о языках образования;

о федеральных государственных требованиях и о самостоятельно устанавливаемых требованиях (при их наличии);

о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

о местах осуществления образовательной деятельности, сведения о которых не включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности;

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе (на места, финансируемые за счет бюджета Республики Татарстан, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджета Республики Татарстан, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

о лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписке из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности);

о наличии или об отсутствии государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам;

б) копий:

устава образовательной организации;

плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

локальных нормативных актов, предусмотренных частью второй статьи 30 Закона N 273-ФЗ, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) информация и документы, указанные в подпунктах "а", "б" пункта 49 настоящего Стандарта, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновлению в течение 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений;

г) информация и документы о деятельности образовательной организации, не указанные в подпунктах "а", "б" пункта 49 настоящего Стандарта, предоставляются руководителем (заместителем руководителя) образовательной организации по обращению гражданина, организации либо должностного лица государственного органа при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

 

X. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги

 

50. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

51. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

отказ от предоставления государственной услуги получателя государственной услуги;

наличие заключения учреждения здравоохранения о медицинском состоянии ребенка, препятствующем обучению ребенка в образовательной организации;

неоднократное нарушение получателем государственной услуги правил поведения, утвержденных образовательной организацией, предоставляющей государственную услугу;

ликвидация или реорганизация образовательной организации.

52. Получатель, родитель (законный представитель) несовершеннолетних обучающихся вправе отказаться от получения государственной услуги на основании заявления, написанного в свободной форме, поданного в образовательную организацию. Отказ от предоставления государственной услуги не препятствует повторному обращению получателя в образовательную организацию за предоставлением государственной услуги.

 

XI. Описание результата предоставления государственной услуги

 

53. Результатом предоставления государственной услуги является освоение дополнительной общеобразовательной программы (далее - программа).

54. Показатели (индикаторы) качества предоставления государственной услуги определены в следующей таблице:

 

N

п/п

Наименование индикатора, единицы измерения

Методика расчета

Источник информации

Пороговое значение для образовательной организации

Пороговое значение для образовательной организации

1

2

3

4

5

6

 

Показатели качества, характеризующие результат оказания государственной услуги

1.

Отношение фактической численности обучающихся в группе к нормативной численности обучающихся в группе, %

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2025 N 673 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ",

где:

A - фактическая численность обучающихся в группе;

B - нормативная численность обучающихся в группе, человек

по данным автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования Республики Татарстан"

100

10

2.

Выполнение учебных программ, %

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2025 N 673 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ",

где:

A - количество реализованных часов по программе;

B - количество часов, предусмотренных программой

отчет образовательной организации

100

10

3.

Доля обучающихся, завершивших обучение по программе, %

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2025 N 673 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ",

где:

A - численность обучающихся в конце реализации программы;

B - численность обучающихся в начале реализации программы

отчет образовательной организации

80

8

4.

Сохранность контингента, %

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2025 N 673 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ",

где:

A - численность обучающихся на конец учебного года;

В - численность обучающихся на начало учебного года

по данным автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования Республики Татарстан"

70

7

5.

Доля обучающихся по программе, принимающих участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках, конференциях районного, городского, республиканского, всероссийского, международного уровней, %

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2025 N 673 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ",

где:

A - численность обучающихся по программе, принимающих участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках, конференциях школьного, районного, городского, республиканского, всероссийского, международного уровней;

B - общее количество обучающихся по программе

отчет образовательной организации

50

6

6.

Доля получателей государственной услуги, их родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями оказания государственной услуги в образовательной организации, %

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2025 N 673 "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ",

где:

A - численность получателей государственной услуги, их родителей (законных представителей), удовлетворенных условиями оказания государственной услуги в образовательной организации;

В - общее число опрошенных получателей государственной услуги, их родителей (законных представителей) в образовательной организации

отчет образовательной организации;

результат опроса

80

8

 

XII. Порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на несоблюдение стандарта государственной услуги

 

55. Получатель (родитель (законный представитель) получателя) государственной услуги имеет право на обжалование в досудебном порядке действий (бездействия), решений сотрудников образовательной организации, участвующих в предоставлении государственной услуги.

56. Получатель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации запроса о предоставлении услуги;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование у получателя документов или информации либо осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан для предоставления государственной услуги;

отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан для предоставления государственной услуги у получателя;

отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан;

затребование с получателя государственной услуги при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан;

отказ образовательной организации или ее сотрудников, предоставляющей государственную услугу, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;

нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;

приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан;

требование у получателя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо предоставлении государственной услуги.

57. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в образовательную организацию.

58. Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя образовательной организации подаются учредителю образовательной организации.

59. Жалоба на решения и действия (бездействие) образовательной организации, должностного лица образовательной организации, руководителя образовательной организации может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта образовательной организации, а также может быть принята при личном приеме получателя.

60. Жалоба должна содержать:

наименование образовательной организации, должностного лица образовательной организации;

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства получателя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения получателя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ получателю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) образовательной организации, должностного лица образовательной организации;

доводы, на основании которых получатель не согласен с решением и действием (бездействием) образовательной организации, должностного лица образовательной организации. Получателем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы получателя, либо их копии.

61. Жалоба, поступившая в образовательную организацию, подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, в случае обжалования отказа образовательной организации, должностного лица образовательной организации в приеме документов у получателя государственной услуги либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Регистрация жалобы осуществляется не позднее трех календарных дней со дня поступления жалобы в соответствии с правилами делопроизводства организации, предоставляющей государственную услугу.

62. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, возврата получателю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан;

в удовлетворении жалобы отказывается.

63. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 61 настоящего Стандарта, получателю в письменной форме и по желанию получателя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

64. В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе получателю, указанном в пункте 63 настоящего Стандарта, дается информация о действиях, осуществляемых образовательной организацией, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить получателю в целях получения государственной услуги.

65. В случае признания жалобы, не подлежащей удовлетворению, в ответе получателю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

 

XIII. Порядок контроля за предоставлением государственной услуги

 

66. Контроль за соблюдением образовательной организацией предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

67. Контроль за предоставлением государственной услуги со стороны органов государственной власти осуществляется в соответствии с постановлением N 446.

 

XIV. Информация о предоставлении государственной услуги за плату или бесплатно

 

68. Государственная услуга предоставляется бесплатно.

 

 

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении Стандарта качества государственной услуги "Реализация дополнительных общеобразовательных программ" от 08.09.2025 N 673